Пиво хотят разделить на «живое» и «мертвое»
Почему участники рынка скептически относятся к этой идее
В Госдуме предложили разделить пиво на «живое» и «мертвое». В нижнюю палату внесли законопроект, который предлагает отделить качественную продукцию от не качественной с помощью дополнительной маркировки. Правда, критерии, по которым будет определяться хорошее пиво, вызвали сомнение у участников рынка. Почему? Разбирался Иван Якунин.
В пояснительной записке к законопроекту депутат Сергей Иванов пишет: «Пиво является древнейшим напитком, известным человечеству и широко распространенным пищевым продуктом. Польза натурального пива, приготовленного согласно традиционному рецепту и употребляемого в умеренных дозах, признается современной медициной». В связи с этим, депутат предлагает ввести такую классификацию: все, что сварено только из хмеля, солода и воды, и не прошло пастеризацию нужно называть «живым» пивом, пастеризованные сорта — «мертвым», а все остальное — пивной суррогат. По задумке, на бутылках так и будет написано, рассказал «Ъ FM» автор инициативы, депутат Сергей Иванов: «Я абсолютно не против того, чтобы наши граждане пили пиво, но оно должно быть настоящим. То, что сейчас выпускается, больше похоже на пойло. Маркировка должна присутствовать в обязательном порядке, то есть на бутылке будет написано “живое” пиво или “мертвое” — пастеризованное пиве, сваренное по классическому рецепту. Все остальное, что сейчас выпускается, 99% — это пивной суррогат. Я бы его не посоветовал пить никому даже в самую сильную жару».
Участники рынка к таким инициативам относятся со скепсисом. Вспоминают, что по действующим ГОСТам знаменитый ирландский Guinness требуют называть не пивом, а пивным напитком. Но в данном случае речь идет не только о названиях: «мертвое» пиво и пивной суррогат предлагают запретить к рекламе на телевидении и не продавать на стадионах — такой закон сейчас на рассмотрении. Хотя в пастеризации никакой опасности нет, настаивает управляющий партнер пивоварни «Таркос» Дмитрий Тарасевич: «Пастеризация — это процесс тепловой обработки любого продукта, который уничтожает ненужные микроорганизмы и продлевает срок годности. “Живое” пиво таковым не является, отчасти это был некий маркетинговый ход, которым начали пользоваться 15 лет назад, он просто показывал, что это пиво выпущено недавно.
Путать процесс технологической пастеризации и маркетинг не очень правильно.
Это разные стили, вкусы для различных потребителей и логистических цепочек. Если вас спросить: что лучше белое вино или красное вино? Вряд ли найдется объективный ответ, ведь одни любят одно, другие — другое».
Депутаты в свою очередь ссылаются на международный опыт: в Германии еще с XVI века действует аналогичный закон под названием Райнхайтсгебот, который предписывает использовать в производстве только воду, солод и хмель. Но он не идет на пользу немецкой индустрии пива, полагает вице-президент Ассоциации любителей пива Олег Старухин: «Закон в Германии действует столетиями, и это большой минус, поскольку пивоварение не развивается. Бельгийцы, например, добавляют в пиво и ананас, и малину, и апельсины, и смородину, и тем не менее получаются очень хорошие сорта. Недавно ЮНЕСКО признало бельгийское пиво мировым культурным наследием. Заметьте, не немецкое».
По данным сервиса Rate&Goods спрос на пиво в России стабильно растет. В апреле на долю напитка приходилось больше 60% от всего купленного алкоголя. Это связано в том числе с появлением новых крафтовых сортов. Если сейчас рынок снова попадет под ограничения, производителям станет сложнее, так как потребление упадет, а значит, есть шанс, что документ поддержат как минимум в комитете по здравоохранению.
Депутат Сергей Иванов не первый раз вносит на рассмотрение Госдумы необычные инициативы. В 2013 году он предложил законопроект «Об охране граждан от последствий употребления чеснока», объяснив свою идею попыткой посмеяться над собой. А в сентябре прошлого года он разработал Дуэльный кодекс Российской Федерации, вдохновившись конфликтом главы Росгвардии Виктора Золотова с оппозиционером Алексеем Навальным.