Друга заказывали?
В цифровой среде набирает популярность новый сервис
Цифровая среда изменила отношение людей к дружбе, заявляют авторы международного исследования. Как дружат в эпоху высоких технологий и кто на этом зарабатывает, разбирался «Огонек».
«Не с кем поговорить или не хочется делиться переживаниями с близкими и друзьями? Деликатная проблема? Обязательно выслушаю, могу просто послушать. На любые темы. Все строго конфиденциально»,— обещает одно из шести сотен (!) предложений на популярном российском сайте объявлений.
Услуга, которая представлена и на других подобных онлайн-сервисах, называется по-разному: «друг на час», «собеседник на час», «товарищ на час» и даже — с дополнительной опцией — «собутыльник на час». Ценник варьируется от символической суммы в 1 рубль (на «друга», готового «подставить мужское плечо, если нужно поплакаться») до 3 тысяч рублей и выше. Средняя ставка, впрочем,— 500–1000 рублей. Хотя встречаются и опция «цена по запросу», и маркетинговые уловки вроде «душевного друга на час».
У потенциального клиента «деликатной» услуги широкие возможности — выбрать «друга» можно по фото, описанию или доступности к ближайшей от дома станции метро. География не ограничивается Москвой, представлены «друзья на час» и из других городов и регионов страны, хотя «ассортимент» в провинции меньше. В электронном «каталоге друзей» примерно поровну мужчин и женщин, больше молодых и среднего возраста, но и старшее поколение при желании найдет в нем ровесников. Продолжительность встречи тоже можно выбирать, пусть в названии и указано «на час»,— от 30 минут и больше. Как и способ коммуникации — онлайн и офлайн, который обойдется дороже.
В беседе с «Огоньком» Константин с геометкой станции метро «Площадь Ильича» рассказал, что занимается почасовой «дружбой» в свободное время от основной работы и не против, если беседа перейдет в свидание, поэтому отвечает на запросы лишь от девушек («моя версия Tinder»,— замечает он). Оксана с «Таганской»-кольцевой говорит, что заработать так можно в лучшем случае на кофе с круассаном, для нее это скорее социальный эксперимент — расширить круг знакомств, правда, обращаются пока только мужчины постарше. Дмитрий-«Китай-город» признается, что разместил объявление ради шутки, но на одну такую встречу согласился, только клиент в последний момент «слился, хотя на карту 300 рублей перевел, это предоплата».
Оценить масштаб явления непросто, как и составить портрет пользователя услуги, так как почасовые «друзья» на обращение журналиста отвечают неохотно. Между тем сама по себе услуга «друг напрокат» не отечественное ноу-хау. Впервые ее стали предлагать в Японии — на волне растущей социальной изолированности жителей больших городов. В каталоге одной из самых крупных в стране компаний Family Romance сейчас больше 800 «друзей», готовых не просто побыть ушами и «жилеткой», но и поужинать с клиентом, составить компанию на свадьбе или встрече выпускников.
Подобные компании сегодня действуют в США, Канаде, Франции, Германии и других странах Европы, в основном в мегаполисах. Главная миссия «друга напрокат» — побороть одиночество. Впрочем, несмотря на ажиотаж, до профессиональных стандартов и профсоюза «друзей на час» дело пока не дошло, хотя отбор все-таки есть: привлекательная внешность и «навыки психотерапевта» приветствуются. Собеседование можно пройти по Skype.
В России услуга явно пользуется спросом, о чем свидетельствует и растущее предложение на сайтах объявлений, и возникновение онлайн-сервисов с налетом респектабельности.
Один из таких, например, предлагает на своей интернет-странице «уникальных друзей на час» (в их числе — копирайтер, журналист, кинорежиссер, fashion-продюсер), которые предоставят клиенту «новую интересную информацию, поддержку, взгляд на ситуацию со стороны или совет», причем всего в три шага — бронь, оплата (за сутки надо перевести на счет 6800 рублей за час беседы) и само общение (о месте встречи сообщается за три часа до нее).
Если все продумано и цена, как у «профессионалов», почему тогда с налетом респектабельности? Дело в пометке мелким шрифтом в самом низу интернет-страницы: «Проект не несет никакой ответственности за происходящее между заказчиком и исполнителем». Словом, в «друге на час» нет надежности — одного из главных качеств, которые согласно мировому опросу, проведенному в 2019 году компаниями Protein Agency и Snapchat, люди выше всего ценят в дружеской связи. Самыми важными чертами дружбы были названы честность, искренность, доверие. А наиболее ценное в дружбе — эксклюзивность отношений. Но возможно ли это в наше время, когда под влиянием технологий само общение становится опосредованным, а число друзей в соцсетях переваливает за сотни?
В докладе о дружбе, где представлены итоги масштабного опроса о феномене, отмечается, что больше других создавать тесный дружеский круг склонно поколение Z (те, кому 13–24 года), при этом общаться друг с другом его представители предпочитают не вживую или текстовыми сообщениями, а с помощью эмодзи, картинок и видео. Вместе с тем в сравнении с миллениалами и более ранними «иксами» и бебибумерами «зеты» в меньшей степени склонны откровенничать с близкими друзьями на типичные темы для дружеских бесед — о любви, отношениях, здоровье.
Вообще дружеские связи последнее время под прицелом ученых. Так, группа психологов из Университета Пенсильвании установила, что близкая дружба благоприятно отражается на социальных навыках, то есть особенно важна в подростковом возрасте. Специалисты Мичиганского университета отмечают, что «дружба становится все более важной для ощущения счастья и здоровья с возрастом» и, более того, в этом отношении для пожилых людей друзья становятся более влиятельным фактором, чем семья и родственники. «Поэтому нужно инвестировать в дружбу, которая делает вас счастливым»,— заключают они.
«Дружба как инвестиция» вписывается в целую концепцию, согласно которой мы сегодня живем в эпоху эмоционального капитализма, по сути, коммерциализации чувств и отношений. А значит, важно быть умным вкладчиком. Появляются эксперты, готовые этому (за деньги, разумеется) учить: в книжных магазинах сегодня представлены десятки пособий, обучающих «правильной» дружбе — офлайн и особенно онлайн. «Не пожалейте минуты, чтобы спросить в мессенджере друга, как у него дела, так вы покажете свое неравнодушие»,— гласит один из лайфхаков.
Шагнули вперед и технологии: в прошлом году в США был анонсирован «эмоциональный чат-бот», как заявляют создатели, «совершенно уникальный и верный цифровой друг», готовый «слушать все, что вы говорите, без перерыва». Словом, «друг напрокат» из будущего. Приложение, разумеется, платное…
Экспертиза
Связанные сетью
Многие социальные сети изначально придумывались как площадки для поддержания и создания дружеских связей, эту идею они продвигали, продавали, причем весьма успешно. Например, в США уже в 2002 году появился сервис под названием Friendster, похожий на современный Facebook. Из-за этого появилось немало критики: будто на смену некоему идеалу дружбы, как товарищество в романах Ремарка, в XXI веке пришли сотни, тысячи «ненастоящих друзей» в соцсетях.
Звучит печально. Однако полагать, что увлечение соцсетями делает человеческое общение поверхностным,— это все же ложное обобщение, поскольку, рассматривая дружеские, родственные, любовные и любые другие отношения, нужно принимать в расчет массу обстоятельств нетехнологического толка.
Мы и не знаем досконально, как люди дружили и дружат, чтобы утверждать, что технологии влияют на отношения. Или наоборот, технологии подстраиваются под нашу меняющуюся реальность?
Представления о дружбе формировались в разных культурах столетиями, и наивно полагать, что за столь короткое время это кардинально изменится. Причем этих представлений много: они различаются, например, у жителей мегаполисов и маленьких деревень. Первые склонны менять часть круга общения на протяжении жизни, вторые — находиться в окружении одних людей всю жизнь. На разных стадиях жизни отличается роль, которую играют друзья: допустим, студенты проводят время с друзьями не так, как пожилые люди.
Но все же перемены и закономерности есть. В первую очередь это новые возможности присутствия, участия в жизни других людей. Стало легче сохранять знакомства, которые раньше требовали передвижения, физического присутствия, стало проще поддерживать большее число так называемых слабых связей.
Социальные сети и мессенджеры позволяют сделать общение людей более гибким. Если раньше человек с графиком работы с 9 до 6 мог видеть друзей только по вечерам, сейчас можно узнавать об их жизни в течение всего дня. Это больше похоже даже на сельский уклад, когда все друг у друга перед глазами, правда, сейчас это происходит в Instagram. Возникает интересный эффект: раньше друзья могли не знать друг о друге столько, сколько знают активные пользователи соцсетей.
Сегодня бывшие одноклассники, случайные приятели, коллеги по прежнему месту работы — все те, кто скорее нам просто знакомые, в соцсетях, так уж сложилось, зовутся друзьями. Поэтому кажется, будто соцсети девальвируют само понятие дружбы. Но в действительности это не так: люди сейчас, как и раньше, разделяют, может, даже более принципиально настоящих друзей и «друзей» из соцсетей.