Российским вертолетам облегчают взлет

Правительство хочет снизить пошлины на западные двигатели

Белый дом пытается снизить конечную стоимость российских гражданских вертолетов «Ансат» и Ка-226Т, на которых используются западные двигатели производства Pratt & Whitney и Safran. Правительство предложило обнулить таможенные пошлины при ввозе иностранных вертолетных двигателей на территорию Евразийского экономического союза. Создать их российские аналоги удастся не ранее чем через шесть лет.

Фото: Александр Соколов, Коммерсантъ

Правительство РФ предложило членам Евразийского экономического союза на три года обнулить ввозные таможенные пошлины на вертолетные двигатели мощностью 3–20 кВт, 400–1300 кВт и 8000–8800 кВт, импортируемые на территорию Евразийского экономического союза. По окончании трехлетнего периода импортная пошлина на моторы указанного диапазона до 1300 кВт составит 7,5%, на силовые установки мощнее 8000 кВт — 10%. Инициатива направлена на «снижение затрат на закупку авиационных двигателей и турбин и повышение конкурентоспособности российской авиатехники».

В «Вертолетах России», «Ростехе» и Минпромторге не раскрыли, для каких вертолетов предназначены двигатели с данными характеристиками.

Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов отмечает, что под указанные параметры подходят силовые установки для легких многоцелевых вертолетов «Ансат» и Ка-226Т. Так, «Ансат» оснащен двумя двигателями PW207K мощностью по 630 л. с. (463 кВт) производства Pratt & Whitney Canada. Сейчас крупнейший эксплуатант «Ансатов» — «Русские вертолетные системы», использующие машины с медицинским модулем для эвакуации в регионах РФ. В парке компании 13 машин, до конца года компания получит еще два «Ансата». Впрочем, в ближайшие годы крупнейшим эксплуатантом станет Национальная служба санитарной авиации (НССА) — совместный проект «Ростеха» и петербургской «Хели-Драйв». НССА заказала у «Вертолетов России» 104 «Ансата» с медицинским модулем до 2021 года, первые четыре поступили в феврале. Таким образом, только в рамках данного контракта в Россию в ближайшие три года будут ввезены 200 канадских двигателей. В начале 2019 года «Известия» со ссылкой на источники сообщали о планах Минобороны заказать несколько вертолетов «Ансат» в медицинской комплектации. Вертолеты также поставляются заказчикам из Китая, в 2018 году заключены предварительные соглашения на поставку машин в Таиланд, Вьетнам, Малайзию и Камбоджу.

Вертолет Ка-226Т с 2015 года поставляется МЧС и Росгвардии. По контракту с Минобороны Индии «Вертолеты России» должны поставить 200 вертолетов Ка-226Т, 160 из которых будут локализованы в Индии. Оставшиеся 40 вертолетов будут произведены на заводах в Камертау (Башкирия) и Улан-Удэ (Бурятия). Машины оснащаются двумя двигателями Arrius 2G1 французской Safran мощностью по 580 л. с. (426,6 кВт).

В госкорпорации «Ростех» говорят, что заинтересованы в поддержке и развитии российских производителей авиатехники и комплектующих. «Входящий в Объединенную двигателестроительную корпорацию "ОДК-Климов" уже ведет работы по созданию линейки отечественных двигателей мощностью от 400 до 1800 л. с.»,— сказали в «Ростехе».

Объединенная двигателестроительная корпорация начала разработку двигателя ВК-800В для легких многоцелевых вертолетов в 2000-х годах. Его стендовые испытания начались в 2008 году, об их итогах ничего не известно. В 2018 году в СМИ появлялась информация о работе над созданием аналога этой силовой установки сразу тремя предприятиями: холдингом «Технодинамика» («Ростех»), НПП «Аэросила» и Уральским заводом гражданской авиации. О ходе работ и сроках вывода новой силовой установки в серию ни в Минпромторге, ни в «Ростехе» не говорят.

Владимир Карнозов отмечает, что обнуление ввозных импортных пошлин выглядит логичным шагом, который позволит снизить цену на вертолеты и поднять их конкурентоспособность на международном рынке. По его словам, горизонт импортозамещения по этим двигателям сегодня не определен.

Герман Костринский

Вся лента