«Выиграют транзитные аэропорты в других странах»
Эксперт в эфире «Ъ FM» — о приостановлении полетов грузинских авиакомпаний в Россию
Авиасообщение между Россией и Грузией полностью прекратится. В Минтрансе сообщили, что грузинским авиакомпаниям с 8 июля запретят летать в Россию. Причин в ведомстве назвали несколько. Во-первых, от перевозчиков потребуют доказательств авиационной безопасности. Во-вторых, грузинская сторона должна погасить накопившиеся за несколько лет долги за аэронавигационное обслуживание. По данным Минтранса, это почти $800 тыс. и около 600 тыс. руб. Ранее Владимир Путин запретил российским авиакомпаниям перелеты в Грузию, также с 8 июля. Полное прекращение авиасообщения между странами было ожидаемо, хотя повод российские власти нашли формальный, пояснил независимый эксперт Алексей Екимовский.
— Сколько стоит навигационное обслуживание? Как можно оценить те суммы, которые называет Минтранс? Это много или мало?
— Авиакомпании оплачивают любые услуги, которые они получают на территории любого аэропорта в любой стране, будь то у себя в стране или за рубежом. Навигационное обслуживание — слежение за самолетами, диспетчерское сопровождение — прерогатива, за которую авиакомпания платит.
Естественно, следовало ожидать, что грузинским перевозчикам тоже не позволят осуществлять авиасообщение с Россией, поскольку у нас есть все возможности для этого. В данном случае вопросы безопасности, скорее всего, не будут главной причиной приостановки полетов грузинских перевозчиков. Могут быть найдены любые другие формальные поводы, для того чтобы соблюсти паритет международных перевозок. Как известно, все они осуществляются на основании договоров между правительствами двух стран. Здесь нет и не было никакой либерализации. Сколько перевозчиков летает с нашей стороны, столько должно быть и со стороны Грузии.
Соответственно, если наши не летают, то и грузинским вряд ли будет разрешено перевозить пассажиров на этом достаточно популярном направлении.
Причины скорее экономические и политические. Вероятнее всего, потеряет Грузия, потому что речь идет о перевозке российских туристов туда и обратно. В этом смысле Россия защищает свои интересы. В данном случае, если «Аэрофлот» и другие отечественные авиакомпании не смогут оказывать услуги и получать деньги за билеты, то все эти суммы перейдут грузинским перевозчикам. Смысла в этом нет без автоматического запрета на полеты из Грузии.В этой ситуации выиграют транзитные аэропорты в других странах, с помощью которых пассажиры будут находить способ все-таки посетить страну.
— О каких странах идет речь?
— Поскольку спрос будет, вопрос расстояний не будет так принципиален для авиакомпаний. Другое дело, что из-за этого изменится стоимость билетов. Фактически любой аэропорт может стать пересадочным пунктом. Это, скорее всего, Минск, Киев вряд ли, потому что авиасообщение между Россией и Украиной прекращено. Так что любая страна может побороться за этот сегмент рынка в связи с напряженностью между Грузией и Россией. Это достаточно серьезный инструмент государственной политики по влиянию на международные отношения. Потому что авиаперевозки — это значительные деньги.
Янис Дзенис, пиар-директор сервиса Aviasales
Несмотря на то, что авиасообщение между странами должно быть прекращено с 8 июля, все еще остаются варианты. Самый быстрый — это перелет через Минск. Есть рейсы, на которых стыковка составить всего 1 час 10 мин. Учитывая опыт подобных трансферных сообщений с Украиной, понятно, что этого времени вполне хватит, чтобы пересесть с одного самолета на другой. Билет из Москвы в Тбилиси с пересадкой в Минске будет стоить 13,319 руб. Если мы говорим о самых дешевых вариантах, то это 7,977 руб., рейс турецких авиалиний через Стамбул. Но стыковка составит уже 20 часов, что не совсем удобно. Кроме того, есть варианты с пересадками в Баку. Другое дело, что пассажирам, конечно же, станет менее удобно летать в Тбилиси. Есть рейс «Победы», который прилетает в российский курорт недалеко от границы с Грузией. Но, опять же, там непредсказуемая история, потому что сухопутная граница всегда загружена.