Суд сдвинул границы вагонов
Первая тяжеловесная компания признана недоминирующей
Суд первой инстанции заключил, что ФАС необоснованно запретила Первой тяжеловесной компании (ПТК) покупать группу «Промышленные активы». ФАС аргументировала запрет тем, что существует отдельный рынок перевозок в инновационных полувагонах и на нем структуры ПТК доминируют, а сделка это усугубит. Но суд счел, что границы товарного рынка определены неверно. А на более широком рынке полувагонов в целом доля двух компаний не превысит 10%. Эксперты согласны с судом, считая позицию ведомства необоснованной и предвзятой. Но ФАС уже подала апелляцию и собирается идти в споре до конца.
Арбитражный суд Москвы встал на сторону группы ИСТ Александра Несиса в споре подконтрольной ей и ее партнерам Первой тяжеловесной компании с ФАС. Служба запретила ПТК покупать «Промышленные активы» Андрея Лебедева.
ПТК создана в 2016 году Сергеем Генераловым на основе «Нитрохимпрома» и «Восток1520» (сейчас «Нитрохимпром» за периметром ПТК: его весной купила СУЭК). В 2018 году господин Генералов решил выйти из бизнеса, и после серии сделок к зиме этого года владельцами ПТК стали группа ИСТ и дружественные ей инвесторы. По итогам 2018 года у «Восток1520» объем перевозок составил 47,8 млн тонн, грузооборот — 200 млрд ткм, парк — 36,6 тыс. единиц. В «Промышленные активы» входят оператор «ВМ-Транс» и сервисная компания ТВМ. У «ВМ-Транса» — 13,6 тыс. вагонов.
В конце 2018 года у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) возникла концепция создания операторского дивизиона. Его основой должна была стать ПТК, которую ГТЛК планировала купить после того, как та, в свою очередь, приобретет «Промышленные активы» и интегрирует их в свой состав. В целом ПТК в этой конфигурации оценивалась в 71,7 млрд руб.
«ПТК-Холдинг», управляющая компания ПТК, осенью 2018 года обратилась в ФАС с ходатайством о приобретении 100% «Промышленных активов». Но 10 декабря служба отказала на основании того, что ПТК является доминирующим субъектом на рынке инновационных полувагонов (с повышенной нагрузкой на ось 25 тс), а сделка только усилит доминирование.
Однако, заключил суд, анализ аналитического отчета ФАС (его служба обязана составлять, описывая товарный рынок) показал: ведомство «нарушило порядок определения продуктовых и географических границ товарного рынка», что «привело к необоснованному сокращению количества участников рынка, искажению данных об объеме товарного рынка, завышению доли заявителя и, как следствие, необоснованному выводу о наличии у него доминирующего положения». Суд не нашел принципиальных преимуществ, делающих невозможным заменить при необходимости инновационные вагоны на обычные, склонившись к мнению, что нужно считать общую долю компаний на рынке полувагонов, которая в случае сделки не превысит 10%: 7,1% — у «Восток1520», 2,6% — у «ВМ-Транса».
В группе ИСТ “Ъ” сообщили, что удовлетворены позицией суда первой инстанции, вынесшего решение в пользу группы и тем самым «подтвердившего правоту ее аргументов». ФАС 9 июля подала апелляцию. В службе “Ъ” сообщили, что продолжат судебное разбирательство и «пойдут до конца».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что выделять парк с увеличенной осевой нагрузкой в самостоятельный рынок неоправданно, поскольку различия в тарификации и технических характеристиках с типовыми вагонами не влияют на их взаимозаменяемость: «Это как если бы каждая новая модель телефона или компьютера выделялась в самостоятельный рынок». По словам эксперта, проблемы на рынке, как правило, связаны не с монополизацией, которая «мерещится ФАС за каждым кустом», а с действиями недобросовестных или неэффективных собственников и операторов. «Позиция ФАС в отношении целого ряда последних сделок выглядит неестественной и предвзятой и дискредитирует службу в глазах участников рынка и госорганов»,— считает господин Бурмистров.
«Выделение тяжеловесных полувагонов в отдельный товарный рынок не имеет под собой оснований,— подтверждает замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.— У такой деятельности отсутствуют признаки отдельного товарного рынка, предусмотренные порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (220-й приказ ФАС). Есть один рынок — перевозок в полувагонах, и практика их использования, заключаемые контракты показывают, что инновационные и типовые вагоны в рамках этого рынка потребители не разделяют».