Tesla увязла на Урале
Суд в Екатеринбурге взыскал около 20 млн рублей за неисправный электромобиль
Свердловский облсуд оставил в силе решение о взыскании около 20 млн руб. с Moscow Tesla Club в пользу Татьяны Заводовской, супруги уральского бизнесмена Игоря Заводовского. Деньги продавец электромобиля должен вернуть из-за выхода из строя двух ключей. Представители ответчика в суде указывали, что машина может эксплуатироваться и без них.
Как стало известно “Ъ-Урал”, во вторник апелляционная коллегия судей Свердловского облсуда рассмотрела жалобу юристов ООО «Москоу Тесла клаб» (позиционирует себя сообществом автовладельцев Tesla в России и СНГ, занимается продажей и сервисом марки) на решение Октябрьского райсуда Екатеринбурга, который в мае взыскал с компании 13,1 млн руб. за автомобиль Tesla Model X 100D и штраф в 50% от стоимости машины в 6,5 млн руб. в пользу Татьяны Заводовской. «Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, оставила решение районного суда без изменений»,— пояснили в облсуде.
Согласно материалам дела (имеются в распоряжении “Ъ-Урал”), иск о защите прав потребителя к ООО «Москоу тесла клаб» был подан в феврале в Октябрьский райсуд Екатеринбурга. Истцом выступила Татьяна Заводовская, а третьим лицом по делу стал ее супруг — известный уральский девелопер Игорь Заводовский — оплата покупки проводилась с его счета. В иске владельцы Tesla указали, что купили машину в декабре 2017 года, но в начале 2018 года у машины вышел из строя электронный ключ доступа. Семья стала пользоваться вторым ключом, но он сломался в сентябре 2018 года. Владелица отправила продавцу претензию, чтобы они устранили дефект (на машину распространялась гарантия четыре года, а на двигатель и батареи — восемь лет). Как следует из материалов дела, продавец настроил доступ к машине через приложение на телефоне владельца, но это не удовлетворило покупателя. Как оказалось, автомобилем управлял нанятый водитель, у которого приложения не было. Кроме того, для работы приложения требовался интернет, а его покрытие было не везде, где использовали машину.
Тогда продавец предложил перепрошить ключи доступа, но для этого потребовалась доставка автомобиля на завод-изготовитель в Берлин (Германия). Как показала дистанционная диагностика машины, отказ в работе ключей произошел по вине покупателя — на устройство оказывали «некорректное физическое воздействие». В Moscow Tesla Club предложили за свой счет отвезти машину в Берлин и за один час починить. Правда, доставка машины в обе стороны заняла бы более 24 дней. В итоге владельцы приняли решение расторгнуть договор купли-продажи и вернуть вложенные в покупку деньги.
Связаться с представителями Татьяны Заводовской не удалось. В Moscow Tesla Club пояснили, что были удивлены иском. «Наша задача увеличить в России количество экологически чистого транспорта. В данном случае мы предлагали за свой счет отвезти автомобиль в Германию и восстановить работоспособность ключей. Мы заказали автовоз, но потом узнали, что клиенты отказались от этого и подали иск в суд. Мы до сих пор предлагаем решить этот спор либо устранением проблемы за наш счет, либо оказанием помощи покупателю с продажей машины. Решение суда для нас неприемлемо и мы намерены его обжаловать»,— пояснили в компании.
По словам экспертов, вопрос о важности выявленного недостатка определяется экспертом и оценивается судом. «Этот вопрос находится в зоне ответственности судебной экспертизы. При ее назначении перед экспертом ставятся конкретные вопросы, на которые экспертиза должна дать ответы. Так что дальнейшее обжалование решений судов зависит от индивидуальных нюансов»,— пояснил почетный адвокат России Ярослав Загоруйко. По словам эксперта, кроме того суд при вынесении решения всегда оценивает факт злоупотребления своим правом со стороны потребителей.