Триллион с орбиты
Эксперты прогнозируют тройной рост выручки отраслей, связанных с космосом
Освоение космоса становится все более прибыльным бизнесом. Выручка отраслей, связанных с космосом, вырастет в ближайшие 20 лет втрое — с $350 млрд до $1 трлн, считают аналитики Morgan Stanley. Речь идет о самых разных направлениях — от производства возвращаемых ракет и запуска спутников до космического туризма и добычи полезных ископаемых на астероидах.
Через тернии к прибылям
По прогнозам банка Morgan Stanley, снижение издержек на освоение космоса, вызванное совершенствованием технологий, и рост интереса к этой сфере государственного сектора приведут к тому, что к 2040 году выручка различных отраслей, связанных с космосом, вырастет в втрое. С $350 млрд до $1 трлн.
Со снижением издержек космос перестает быть отраслью, которую осваивают преимущественно на государственные деньги,— за последние годы в эту сферу приходит все больше частных компаний.
Среди самых известных примеров — созданная Илоном Маском SpaceX, специализирующаяся на производстве космической техники. В прошлом году ее выручка составила $2 млрд.
Другими известными компаниями являются Blue Origin создателя Amazon Джеффа Безоса или Virgin Galactic британского миллиардера Ричарда Брэнсона.
По данным некоммерческой организации Space Foundation, инвестиции в космос в прошлом году составили рекордные $415 млрд, причем около 80% этих инвестиций пришлись на частные компании. За последние 10 лет коммерческие инвестиции в эту сферу выросли на 79%. Речь идет о самых разных сервисах — от запуска спутников до картографии и прогноза погоды. Популярным направлением стали разработки с целью удешевления запуска ракет: это и возвращаемые ракеты-носители, например, Falcon от SpaceX, и даже разработка суперлегких ракет, отпечатанных на 3D-принтере.
«Мы рассматриваем возвращаемые ракеты как нечто вроде лифта на низкую околоземную орбиту,— отмечает аналитик Morgan Stanley Адам Джонас, сравнивая развитие таких ракет с изобретением в середине XIX века лифта, оказавшим огромное влияние на архитектуру и городскую среду.— Точно так же как усовершенствование конструкции лифтов было необходимым условием, чтобы небоскребы могли усеять города, так и новые возможности в космосе будут возникать по мере повышения доступности запусков и снижения затрат на них».
На рынок выходят все новые компании из разных стран — на прошлой неделе iSpace стала первой китайской частной компанией, которая вывела спутники на орбиту с помощью собственной ракеты Hyperbola-1.
В 2014 году китайские власти разрешили частные инвестиции в этот сектор, с тех пор были созданы десятки компаний, занимающихся космическими разработками.
Большое значение освоение космоса имеет для самых разных интернет-сервисов, сервисов обработки данных и телекоммуникационных компаний. Это привлекает к сектору внимание компаний, на первый взгляд никак не связанных с космосом. Так, Facebook в прошлом году сообщила о разработке спутника «Афина» — который будет использоваться на низкой околоземной орбите и позволят обеспечить интернетом те сельские районы, где его пока нет. В начале июля американский ритейлер Amazon заявил о намерении запустить на низкую околоземную орбиту 3,2 тыс. спутников, которые должны обеспечить широкополосный интернет «сообществам по всему миру, у которых отсутствует или является недостаточным доступ в интернет».
Где будут яблони цвести
Есть и менее очевидные, но развивающиеся направления освоения космоса, выручка от которых также будет расти. Одно из таких направлений — добыча полезных ископаемых в космосе. Развитие технологий частными компаниями и снижение стоимости запусков может сделать такую добычу прибыльной.
Космический туризм хотя и составляет незначительную часть сектора с точки зрения выручки, зато привлекает большое внимание широкой общественности.
По данным исследовательской компании Bryce Space and Technology, в период с 2000 по 2018 год компании, занимающиеся организацией таких туров, привлекли инвестиции на $18,4 млрд.
Наибольшего успеха в этой сфере достигли уже упомянутые Virgin Galactic и Blue Origin. Как отмечает профессор бизнес-школы Гарвардского университета Мэттью Вайнцирль, пока неясно, получит ли космический туризм широкое распространение в обозримом будущем. Это связано с разными факторами — от возможности резкого снижения спроса после серьезного несчастного случая до уменьшения интереса инвесторов из-за недостаточно быстрой окупаемости.
Что касается роста интереса к космосу со стороны властей разных стран, показательным примером стали несколько программ NASA последних лет. Так, в августе прошлого года NASA объявило, что американские космонавты теперь снова будут летать на МКС на кораблях, создаваемых американскими компаниями — Crew Dragon от Space X и Starliner от Boeing. Программа полетов на МКС собственных «Шаттлов» была закрыта NASA в 2011 году и в последние годы американские космонавты пользовались российскими кораблями «Союз».
В последние месяцы NASA активно говорит о программе «Артемида» — первой с 1972 года высадки человека на Луну. Речь в числе прочего идет о создании на Луне базы, которая позволила бы космонавтам регулярно совершать полеты на спутник Земли. Такая программа помимо всего прочего является частью еще более амбициозных планов, предполагающих высадку человека на Марс.