История в платьях и драгоценностях
Елена Стафьева о выставке «Bvlgari, история, мечта»
В Риме, сразу в двух местах — замке Святого Ангела и палаццо Венеция, открылась самая большая итальянская экспозиция в немалой выставочной истории Bvlgari. И она совершенно не похожа на ту, что мы недавно видели в музеях Кремля
Русского зрителя сложно удивить выставкой Bvlgari — только в январе этого года закрылась выдающаяся экспозиция в музеях Кремля, где было показано больше полутысячи украшений. Но нынешняя римская выставка сделана совсем в ином духе. Здесь, конечно, тоже есть украшения — но кроме них еще и платья в заметном количестве, и история превращения серебряных дел мастерской, открытой греческим эмигрантом в Риме, в международный люксовый бренд. Bvlgari не повторяются и пробуют новые форматы.
Общая идея выставки принадлежит Лючии Боскаини, которая руководит департаментом наследия Bvlgari. И возникла она, когда Лючия и ее сотрудники познакомились с Чечилией Маттеучи Лаварини, у которой в Болонье собрана огромная коллекция кутюрных нарядов за весь XX век — исключительного уровня и представительности. В ее коллекции есть платья Лорен Бэколл, Ингрид Бергман, Джерри Холл, есть платья знаменитого кутюрье Андре Лога для Одри Хепбёрн, которая много заказывала у него. Есть целая череда нарядов разных лет, принадлежавших Марии Каллас, например, известного тогда итальянского дома Biki — все они составили параллели драгоценностям Bvlgari соответствующих периодов.
Куратором выставки стала совершенно нетипичная в таких случаях фигура — социолог и специалист по истории массовых коммуникаций Кьяра Оттавиано. В результате платья и украшения экспонируются на фоне истории Bvlgari, причем именно социологической истории, с эпизодами из политики Османской империи в Греции, со становлением семейных компаний и рынка роскоши в Италии между двумя мировым войнами, с влиянием туристического бума эпохи модерна, формированием муссолиниевской элиты, послевоенным возрождением, экспансией в Америку и т.д. И того, как все это отражалось на истории семьи Булгари и семейного дела Bvlgari.
Фото: предоставлено Bvlgari
Фото: предоставлено Bvlgari
Фото: предоставлено Bvlgari
Сюда подтянули много всего — этнографические документы, карты, фото Сотирио Булгари на фоне его первого магазина на виа Кондотти, его сыновей, отдыхающих с семьей в Сан-Ремо, главном тогдашнем курорте Итальянской Ривьеры, документальную хронику свадьбы дочери Муссолини и других пышных свадеб той эпохи, есть даже бархатное турецкое платье-кафтан XIX века с золотой вышивкой и парадное детское греческое болеро османской эпохи, расшитое золотым галуном, которые вместе с ранними серебряными предметами Bvlgari смотрятся вполне гармонично.
Есть зал, рассказывающий о завоевании американского рынка Bvlgari, чей первый магазин открылся в 1971 году в Нью-Йорке, а в 1972-м они выпустили специальную коллекцию, посвященную Америке. Со звездами и полосами, разумеется,— золотая сумочка Melone с опоясывающими ее бриллиантовыми полосами и бриллиантовой же звездой в центре на красной и синей эмали, настольные часы с ляпис-лазурью и кораллами — и тоже с бриллиантовыми полосами и звездами, и мой фаворит — колье Star-Spangled Banner, в центре которого сияет бриллиантовая звезда на ляпис-лазури, и от нее расходятся бриллиантовые лучи-полосы, перемежающиеся коралловыми. И это, среди прочего, те украшения, которых не было в Кремле. Эти украшения выглядели более fashion на фоне традиционных американских брендов, к тому же в 70-е и 80-е Bvlgari начинает делать все больше вещей для повседневной жизни, которые очень годились деловым американским женщинам.
В целом же гламур и социальная история существуют тут сами по себе, не создавая ощутимой синергии. И это, надо сказать, абсолютно ничему не мешает — не делает винтажные платья и украшения менее изумительными, а эпизоды социальной истории — менее познавательными. Можно просто смотреть на платья и на витрины с колье и брошами, а можно разглядывать фотографии, читать концептуальные пояснения к каждой теме, смотреть документальные сюжеты и журнальные полосы с рекламой и съемками, которые показывают в каждом зале на специальных экранах,— тут проведена классная исследовательская работа, собрано множество интереснейших документов времени. Одно совершенно не отвлекает от другого.
Франко Рубартелли. Верушка в сотуаре-трансформере из желтого золота с изумрудами, рубинами, аметистами, бирюзой, цитринами и бриллиантами. Vogue, 1970
Фото: Conde Nast Archives/Getty Images/предоставлено Bvlgari
Bib-колье из желтого золота с сапфирами и бриллиантами, 2005
Фото: Коллекция наследия Bvlgari
Колье из желтого золота с сапфирами, изумрудами и бриллиантами, 2010
Фото: Коллекция наследия Bvlgari
Колье-чокер из желтого золота с изумрудами и бриллиантами, 1988
Фото: Коллекция наследия Bvlgari
Колье из желтого золота с аметистами, цитринами, турмалинами, изумрудами, сапфирами и бриллиантами, 1991
Фото: Коллекция наследия Bvlgari
Колье из желтого золота с аметистами, бриллиантами и зеленой эмалью, 1971
Фото: Коллекция наследия Bvlgari
Колье из желтого золота с бриллиантами, 1992
Фото: Коллекция наследия Bvlgari
Колье из желтого золота с изумрудами, аметистами, рубинами и бриллиантами, 1989
Фото: Коллекция Наследия Bvlgari
Сотуар-трансформер из желтого золота с изумрудами, рубинами, аметистами, бирюзой, цитринами и бриллиантами, 1969
Фото: Коллекция Наследия Bvlgari
Но есть на выставке «Bvlgari, la storia, il sogno» вполне выдающаяся премьера. Буквально в конце прошлого года на аукционе Sotheby’s дом Bvlgari наконец-то купил и вернул в свой архив сотуар 1969 года с резным изумрудом на 127,35 карата в форме фрукта в центре. Он подвешен на стилизованной цепи, каждое звено которой отделано кабошонами рубинов, аметистов, цитринов, топазов, бирюзы и изумрудов, в окружении бриллиантов. Сам по себе совершенно умопомрачительный, он знаменит еще и кадром из съемки Франко Рубартелли для американского Vogue марта 1970 года — там он надет на Верушке, закутанной в шелковый платок. Это абсолютно эмблематичное украшение 70-х, выражающее дух той эпохи, с ее хиппи, Востоком и восходящим нью-эйджем, долгое время хранилось в частных руках, даже до какого-то момента было неизвестно, в чьих именно. В своем каталоге Sotheby’s опубликовал портрет владелицы в этом сотуаре, но без ее имени, и даже без имени художника. И дальше департамент наследия Bvlgari провел целое расследование. Sotheby’s отказались назвать имя владелицы, но сказали имя художника. Им оказался испанец Рикардо Макаррон, переписавший весь бомонд середины прошлого века. Bvlgari обратились в его фонд, и дочь художника сказала: «О! Я помню этот портрет, конечно, это Патриша Бемберг». И вот сотуар показывают в замке Святого Ангела — и это, конечно, исключительно событие.
А вот что действительно работает синергетически, что связывает разные стили и эпохи, разные колье, сотуары, часы, браслеты, платья, накидки и перья, так это исключительные римские места, где их показывают, интерьеры замка Святого Ангела и палаццо Венеции. И они — еще один, отдельный и особенный, бонус этой выставки. Майоликовые полы замка с геральдическими львами и орлами отлично перекликаются с узором на вышитом пальто Люсьена Лелонга 1920-х, огромные пространства палаццо Венеция с фресками школы Андреа Мантеньи в холодных серых оттенках отлично подсвечивают и оттеняют цвета камней в украшениях Bvlgari. Световая проекция узоров Serpenti на сводах замка создает ощущение волшебной пещеры, а кадры из фильмов со всеми звездами в украшениях Bvlgari в парадной пустоте зала палаццо Венеция смотрятся, как в кинотеатре мечты. Ну и социальная история сюда вписывается отлично — именно с балкона этого палаццо Муссолини объявлял войну Франции и Великобритании. Так Рим собирает, скрепляет и соединяет в один большой сюжет все, что происходило на его улицах и площадях, в его домах, мастерских и магазинах. И этот сюжет вполне можно визуализировать — если, отсмотрев выставку, подняться на смотровую площадку замка Святого Ангела и увидеть оттуда круговую панораму великого города. И это еще один маленький и приятный подарок выставки «Bvlgari, la storia, il sogno».