Газ взял курс на Восток
«Газпром» запустит новый экспортный маршрут в Китай
Восточная газовая программа, предполагающая реализацию сразу нескольких уникальных по масштабам и сложности проектов, уверенно набирает темп. Ее координатор — «Газпром» — в ближайшие годы запустит два уникальных месторождения, крупный экспортный маршрут в Китай и гигантский газоперерабатывающий завод. Все это позволит реализовать богатый сырьевой потенциал востока России как за счет получения экспортных доходов, так и развития промышленности внутри страны.
«Газпром» 1 декабря планирует запустить новый экспортный маршрут для поставок газа в Китай — магистральный газопровод «Сила Сибири» мощностью 38 млрд кубометров в год. Проект реализуется в рамках соглашения российской компании и китайской CNPC, подписанного в 2014 году. Первые поставки по трубопроводу составят около 10 млн кубометров газа в сутки (около 3,6 млрд кубометров в год) с постепенным наращиванием объемов. На полную мощность газопровод выйдет к 2025 году. При этом, как сообщал в июне глава «Газпрома» Алексей Миллер, компания обсуждает с китайской стороной увеличение объемов прокачки газа по восточному маршруту еще на 6 млрд кубометров газа в год.
Перспективный ресурс
Газопровод «Сила Сибири» является частью Восточной газовой программы — масштабного государственного плана по освоению запасов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ее реализация, начатая в 2007 году, включает формирование новых центров газодобычи (Сахалинского, Якутского, Иркутского и Камчатского), а также создание в нескольких регионах единой транспортной системы для внутреннего газоснабжения и экспорта в страны АТР. Программа позволит освоить колоссальные ресурсы востока России, которые составляют более 52 трлн куб. м на суше и еще около 15 трлн куб. м на морском шельфе. Запасы газа по А + В + С1 + С2 на лицензионных участках самого «Газпрома» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке превышают 5 трлн кубометров.
К августу текущего года «Газпром» построил участок газопровода «Сила Сибири» от Чаяндинского месторождения до границы с Китаем длиной около 2200 км и провел испытания на 90% маршрута. Со своей стороны в июле CNPC приступила к строительству на территории КНР среднего участка восточного маршрута (газопровод поделен на три части — северную, промежуточную и южную), завершить его планируется к октябрю 2020 года. По данным китайской стороны, промежуточная часть протяженностью более 1,1 тыс. км соединит уезд Чанлин в северо-восточной провинции Цзилинь с городом Юнцин (провинция Хэбэй, Северный Китай).
На втором этапе на российской территории будет построен участок длиной около 800 км от Ковыктинского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского в Якутии (они являются ресурсной базой «Силы Сибири»). На третьем этапе планируется расширение газотранспортных мощностей на участке от Чаяндинского месторождения до Благовещенска.
Надежные источники
Освоение этих месторождений является отдельной серьезной задачей для «Газпрома». Так, Ковыктинское месторождение — крупнейшее по запасам газа месторождение на востоке России, расположенное в пределах трех лицензионных участков «Газпрома» (Ковыктинский, Хандинский, Чиканский). По размеру запасов (категории С1 + С2) относится к категории уникальных: 2,7 трлн кубометров газа, 90,6 млн тонн газового конденсата. При этом месторождение имеет сложное геологическое строение, которое требует применения передовых высокоэффективных технологий, и рельеф: значительная часть его находится на территории высокогорного плато, которое представляет собой чередование сопок разной высоты с каньонами (долинами). Разница температур на перевалах и в долинах зимой может превышать десять градусов.
Запуск Ковыкты в промышленную эксплуатацию запланирован на конец 2022 года, а выход на проектную мощность — на 2025 год. На полке добыча составит 25 млрд кубометров газа в год. Чтобы обеспечить такой уровень производства, необходимо подготовить запасы месторождения к промышленной разработке, а именно перевести их большую часть из категории «оцененные» в категорию «разведанные». Для этого «Газпром» проводит сейсморазведочные работы, бурит разведочные скважины, а также уточняет геометрию и характеристики продуктивных геологических структур (горизонтов). Масштабную программу геологоразведочных работ структура «Газпрома» ООО «Газпром геологоразведка» начала в 2012 году.
С тех пор в пределах месторождения пробурено 15 разведочных скважин и выполнено 11,2 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3D. На месторождении применяется широкоазимутальная сейсморазведочная съемка с повышенной плотностью регистрации данных. Полученная информация позволит построить трехмерную геолого-геофизическую модель участка и уточнить геологическое строение залежей. В 2018 году на Хандинском участке закончено строительство четырех поисково-разведочных скважин общей проходкой свыше 12 тыс. м. А в текущем году ООО «Газпром геологоразведка» приступило к строительству нескольких скважин двойного назначения на Ковыктинском участке для доразведки и отработки эксплуатационных технологий. Впоследствии применение комплексного подхода позволит учесть результаты геологоразведочных работ и пробной эксплуатации при корректировке программы освоения месторождения уже в следующем году. В июле начато бурение первой эксплуатационной скважины на Ковыкте, всего до конца текущего года планируется начать бурение семи эксплуатационных скважин.
Чаяндинское месторождение с извлекаемыми запасами по В1 + В2 в 1,2 трлн кубометров газа и 61,6 млн тонн нефти и конденсата также относится к категории уникальных и находится в более продвинутой стадии освоения. Газ месторождения имеет сложный компонентный состав и высокое содержание гелия, в связи с чем здесь впервые в России в промышленном масштабе будет использована технология мембранного извлечения гелия из природного газа непосредственно на промысле. Она позволит направлять в газопровод то количество гелия, которое будет востребовано рынком.
В 2019 году «Газпром» планирует добыть на нем первые 1,5 млрд кубометров газа. На пиковую мощность в 25 млрд кубометров месторождение должно выйти в 2024 году. На месторождении уже завершено бурение 149 газовых скважин.
А также близится к концу его обустройство: возведение установки комплексной подготовки газа (УКПГ-3), строительство площадок кустов газовых скважин, газосборных коллекторов, объектов энергоснабжения, ведется монтаж основного технологического оборудования. Помимо этого на завершающей стадии находится строительство эстакад с трубопроводами, создание социально-бытовых объектов и сервисной инфраструктуры для поддержания производственных процессов. В августе компания сообщила о подключении Чаянды к «Силе Сибири»: был построен трубопровод-подключение, соединяющий добычную и газотранспортную инфраструктуры.
Последний рубеж
Еще одним важным звеном и масштабным проектом в рамках создания восточного коридора является строительство Амурского газоперерабатывающего завода. Комплекс нужен для того, чтобы извлечь из восточносибирского газа этан и гелий. Он станет одним из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа (42 млрд кубометров в год), а по уровню производства гелия — 60 млн кубометров в год — самым мощным в мире. Завод позволит повысить рентабельность добычи ценных компонентов жирного газа с Чаянды и Ковыкты. Около 2 млн тонн этана и сжиженные углеводородные газы с ГПЗ «Газпрома» будут поставляться на технологически связанный с ним газохимический комплекс СИБУРа. Решение о его строительстве компания собирается принять до конца года, мощность завода по этилену и полиэтилену составит по 1,5 млн тонн.
Чтобы представить себе масштабы Амурского ГПЗ, можно привести ряд цифр. Так, на основной строительной площадке завода в 800 га можно было бы разместить 1,1 тыс. футбольных полей. В ходе строительства предстоит залить более 430 тыс. куб. м бетона, смонтировать более 170 тыс. тонн металлоконструкций — это примерно 23 Эйфелевы башни. Пик строительных работ придется на 2019–2020 годы, когда на строительную площадку будут мобилизованы более 25 тыс. человек.
На сегодня строительство ГПЗ выполнено на 44%. В частности, завершен монтаж оборудования для криогенного разделения газа и сжижения гелия на первых двух технологических линиях завода. На третьей технологической линии продолжается монтаж основного лицензионного оборудования. Уже установлены колонны удаления азота (деазотирования), колонна выделения этана (деэтанизатор), а также завершен монтаж самого масштабного элемента — колонны деметанизатора, которая в собранном виде весит 1014 тонн. Его установку проводил кольцевой кран грузоподъемностью 1,6 тыс. тонн — один из четырех крупнейших самоходных кранов в мире. В 2018 году аналогичные деметанизаторы были установлены на первой и второй технологических линиях Амурского ГПЗ. Помимо этого в 2019 году на площадку строительства доставлен второй спиральновитой теплообменник, изготовленный совместным предприятием Linde и ПАО «Силовые машины» в Санкт-Петербурге.
Россия на первом месте
При этом «Сила Сибири» является пусть и важной, но лишь частью Восточной газовой программы. Прежде всего программа направлена на обеспечение газом внутреннего рынка. Благодаря ее реализации сетевой природный газ уже пришел сразу в несколько крупных российских городов — Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск — и другие населенные пункты Дальнего Востока.
Для газификации региона «Газпром» построил газопровод Сахалин—Хабаровск—Владивосток, который стал первой на востоке России межрегиональной газотранспортной системой (ГТС). Масштабный проект был реализован в рекордно короткие сроки. В 2008 году «Газпром» приступил к проектированию газотранспортной системы, а в сентябре 2011 года первый пусковой комплекс ГТС уже был введен в эксплуатацию и природный газ поступил во Владивосток. Новая система создала условия для поставок газа как внутри страны и ускорения социально экономического и промышленного развития регионов Дальнего Востока, так и для экспорта сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
При этом в начале года стало известно, что «Газпром» будет наращивать мощность этого маршрута за счет расширения линейной части на участке от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска и строительства дополнительных компрессорных станций. Компания уже начала мобилизацию строительной техники и персонала, завоз труб большого диаметра.