Суды, полиция, скандалы и прогулки
Чем запомнится кампания по выборам в Мосгордуму седьмого созыва
Накануне голосования 8 сентября 2019 года на выборах депутатов нового созыва Московской городской думы (МГД) “Ъ” напоминает основные вехи этой кампании — от решения «Единой России» не выдвигать партийных кандидатов до уголовных дел против участников несогласованных уличных акций в поддержку незарегистрированных кандидатов.
Невидимая партия
О том, что «Единая Россия» (ЕР) продумывает стратегию этих выборов, стало известно еще в декабре 2018 года: тогда предполагалось, что столичный парламент обновят на 70–75%. Было заявлено, что партия определит кандидатов по итогам праймериз, но эксперты по опыту выборов 2018 года отмечали, что рейтинги партии власти больше не дают преимуществ кандидатам при старте кампании.
В итоге партийные кандидаты получили право идти на выборы как самостоятельные фигуры — в порядке самовыдвижения.
Несколько действующих депутатов МГД от ЕР, в том числе и многократно переизбиравшиеся, сменили округ выдвижения. В ряде округов выдвинулись кандидаты, заявившие, что идут на выборы как часть команды мэра Сергея Собянина, но никак не ассоциировавшие себя с партией. Лишь в конце августа «Единая Россия» объявила, что официально поддерживает кампании самовыдвиженцев, но коснулось это лишь кандидатов в 26 округах (из 45).
Подписная кампания
Старт избирательной кампании в МГД был объявлен 6 июня. Для регистрации кандидатам было необходимо собрать подписи 3% избирателей от округа. От этой процедуры были освобождены кандидаты, выдвинутые политическими партиями, представленными в Госдуме. Самовыдвиженцы от несистемной оппозиции развернули активные кампании по сбору подписей в своих округах. А самовыдвиженцы, до этого выигравшие праймериз ЕР или заявлявшие, что они часть команды мэра, были менее заметны, но в положенный срок аккуратно сдавали подписи в окружные избиркомы.
Первый самоотвод
Первым кандидатом, который самостоятельно снял свою кандидатуру с выборов в МГД, стала учредитель фонда помощи хосписам «Вера», глава Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Анна (Нюта) Федермессер, выдвигавшаяся в 43-м округе. 7 июня она подала документы о выдвижении, но уже 15 июня отозвала их, заявив, что за два месяца, прошедших с момента принятия решения об участии в выборах, она обрела «совершенно невероятный жизненный опыт» и убедилась, что «любое приближение к политике — это грязь». Ранее госпожа Федермессер столкнулась с обвинениями в выдвижении на выборы в интересах власти в ущерб кампании юриста ФБК Любови Соболь, которая также выдвигалась в этом округе, но позже получила отказ в регистрации.
«Мертвые души»
6 июля истек срок сдачи подписей в окружные комиссии. 13 июля окружные избирательные комиссии начали выдавать протоколы о результатах проверки собранных кандидатами подписей.
В регистрации отказали 57 кандидатам — 18 партийным и 39 самовыдвиженцам.
В случае самовыдвиженцев основной причиной отказов был назван высокий процент забракованных подписей: кандидатам было объявлено, что в части их подписных листов фигурируют умершие москвичи (всего таких нашли 344), а часть заполнена и оформлена с ошибками. 13 июля еще до принятия решения о регистрации или отказе в ней Любовь Соболь объявила голодовку (и прекратила ее только спустя месяц).
Палатки у Мосгоризбиркома
Любовь Соболь и «актив независимых кандидатов в МГД» призвали москвичей 14 июля выйти на акцию протеста. В «активе» первоначально было 17 кандидатов:
- Дарья Беседина (округ №8),
- Анастасия Брюханова (округ №42),
- Юлия Галямина (округ №9),
- Кирилл Гончаров (округ №32),
- Дмитрий Гудков (округ №5),
- Геннадий Гудков (округ №2),
- Иван Жданов (округ №8),
- Дмитрий Клочков (округ №14),
- Максим Круглов (округ №14),
- Сергей Митрохин (округ №43),
- Елена Русакова (округ №37),
- Любовь Соболь (округ №43),
- Александр Соловьев (округ №3),
- Сергей Цукасов (округ №14),
- Роман Юнеман (округ №30),
- Константин Янкаускас (округ №31),
- Илья Яшин (округ №45).
Часть из них в итоге зарегистрировали, регистрация господина Цукасова была успешно оспорена в суде, а господина Митрохина, наоборот, восстановили на выборах по решению Мосгорсуда. Незарегистрированные кандидаты составили ядро организаторов протестов, продолжавшихся с середины июля до конца августа. 14 июля прошли несогласованный марш «За допуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму» по Тверской улице и сидячая забастовка у Мосгоризбиркома. По оценке МВД, в них приняли участие около 1 тыс. человек. Манифестанты собирались поставить палатки у Мосгоризбиркома, после чего их разогнала полиция. В итоге кандидаты в Мосгордуму призвали своих сторонников каждый вечер приходить на Трубную площадь, что и происходило с 15 по 19 июля.
«Максимально дружелюбный настрой» МГИК
17 июля глава Мосгоризбиркома (МГИК) Валентин Горбунов подвел итоги регистрации кандидатов и предложил незарегистрированным обжаловать решения об отказах, вынесенные из-за бракованных подписей. Член Мосгоризбиркома Дмитрий Реут сообщил, что отказ в регистрации получили почти в два раза меньше кандидатов, чем в 2014 году: тогда их оказалось 107. Он заявил, что это свидетельствует о росте открытости московских выборов и «максимально дружелюбном настрое» по отношению к кандидатам.
Как возвращали право на выборы
20 июля прошел согласованный митинг «За допуск на выборы» на проспекте Сахарова. По оценке организации «Белый счетчик», он собрал 22,4 тыс. человек. По данным МВД, в акции участвовало 12 тыс. человек.
Однако не все акции оппозиции согласовывались. 27 июля прошла несогласованная акция «Вернем себе право на выборы», анонсированная в соцсетях как «встреча, право на которую гарантирует Конституция». По данным МВД, в ней приняли участие 3,5 тыс. человек. Демонстранты намеревались подойти к зданию московской мэрии, однако все бульвары в районе Тверской улицы и здание мэрии (Тверская, 13) были заранее оцеплены сотрудниками полиции. Было задержано более 1 тыс. участников акции.
Еще одна резонансная несанкционированная акция «Вернем себе право на выборы-2» прошла 3 августа — по разным данным, во время шествия по Бульварному кольцу было задержано от 600 до 1 тыс. человек, при этом, по оценке силовиков, участников было около 1,5 тыс.
10 августа состоялся самый массовый (но при этом уже согласованный) митинг с 2012 года «Вернем себе право на выборы-3», который собрал на проспекте Сахарова около 20 тыс. человек, по данным МВД, или около 60 тыс. человек, по оценке организации «Белый счетчик». Сторонники Алексея Навального сразу после этого призвали совершить уже несогласованную «мирную прогулку» до администрации президента, во время которой были задержаны более 250 человек.
31 августа состоялось несанкционированное шествие от Чистых прудов до Пушкинской площади, по оценкам МВД, в нем приняли участие около 750 человек, задержанных не было. Акцию не разгоняли, как это происходило 27 июля и 3 августа.
Атака слева
7 августа члены КПРФ потребовали отставки главы Мосгоризбиркома Валентина Горбунова. Они вручили секретарю городской избирательной комиссии так называемое заявление сорока пяти (по числу выдвинутых от КПРФ кандидатов), в котором предложили реформировать МГИК и снять с должности господина Горбунова, так как он не смог гарантировать «равные избирательные права для всех кандидатов». Позже заявление поддержал Геннадий Зюганов, подчеркнув, что господин Горбунов работает в комиссии уже с 1993 года. Валентин Горбунов напомнил о стаже самого Геннадия Зюганова.
13 августа кандидаты в Мосгордуму от КПРФ подали заявление в СКР с сообщением о фальсификациях при сборе подписей провластными кандидатами и нарушениях при отказе в регистрации оппозиционных кандидатов. Они потребовали возбуждения уголовных дел. По подсчетам коммунистов, около 600 тыс. подписей москвичей могло быть подано в избиркомы без участия этих граждан.
17 августа коммунисты провели свой согласованный митинг на проспекте Сахарова — с лозунгами, пением «Интернационала» и призывами объединиться под красными флагами. На него пришло около 4 тыс. человек.
При этом лидер московских коммунистов Валерий Рашкин утверждал, что поддерживает требования несистемной оппозиции, и готов был предоставить ей слово на трибуне, а Геннадий Зюганов в очередной раз назвал либералов «оранжевой проказой».
Эксперты отмечали, что «красным» выгодно было использовать площадку и повестку несистемной оппозиции, чтобы, с одной стороны, увеличить свою поддержку на выборах, а с другой — показать федеральному центру, что они могут аккумулировать и гасить протестную активность.
Кто умнее
В конце августа команда господина Навального не нашла понимания у оппозиционного олигарха Михаила Ходорковского с идеей «Умного голосования» — проект создан для предоставления рекомендаций о том, за какого оппозиционера эффективнее голосовать на выборах, чтобы поддерживаемые властью самовыдвиженцы проиграли. Господин Ходорковский заявил, что настоящих оппозиционеров на выборах в Мосгордуму почти не осталось, а поддерживать можно только тех, кто открыто заявляет о «репрессиях» власти, в том числе по итогам несанкционированных протестных акций. Также избирателям предлагалось портить бюллетени. Позже прозвучали обвинения команды Алексея Навального уже в поддержке коммунистов: в списке «Умного голосования», опубликованном 3 сентября, их оказалось большинство.
Дела пошли в срок
В конце июля прокуратура Москвы начала административное расследование в отношении 15 незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму, которые стали организаторами незаконных акций 14 и 27 июля. В связи с ним ряд политиков получили несколько административных арестов подряд, а Илья Яшин до сих пор находится в спецприемнике. СКР возбудил уголовные дела по ч. 1 ст. 318 («Применение насилия в отношении представителя власти») и ч. 2 ст. 212 («Участие в массовых беспорядках») УК РФ.
По объединенному уголовному делу о массовых беспорядках и применении насилия в отношении правоохранителей во время несанкционированного митинга 27 июля в Москве были арестованы 13 человек: Евгений Коваленко, Кирилл Жуков, Иван Подкопаев, Самариддин Раджабов, Алексей Миняйло, Егор Жуков, Даниил Конон, Владислав Барабанов, Сергей Абаничев, Айдар Губайдулин, Сергей Фомин, Данил Беглец и Валерий Костенок (господин Костенок стал первым, кто признал вину). Еще одного фигуранта — Дмитрия Васильева — арестовывать не стали, он был госпитализирован, так как, по утверждению адвоката, является диабетиком, а во время задержания у него отобрали инсулин. Позднее также задержали Эдуарда Малышевского и Никиту Чирцова.
Впоследствии преследование Егора Жукова по делу о массовых беспорядках было прекращено, его, как и Сергея Фомина, отпустили под домашний арест, но при этом господину Жукову предъявили обвинение в публичных призывах к экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ) в роликах на YouTube. Не нашли состава уголовного преступления в действиях господ Васильева, Абаничева, Конона, Костенка, Барабанова: в итоге все они оказались на свободе, но в МВД их еще могут проверить на соблюдение КоАПа.
Данил Беглец получил два года колонии, Кирилл Жуков и Иван Подкопаев были осуждены на три года, Евгений Коваленко — на три с половиной года. Также резонансными стали дела активиста Константина Котова, который получил срок в четыре года за неоднократное нарушение правил проведения митингов по ст. 212.1 УК РФ, и блогера Владислава Синицы, осужденного на пять лет за экстремизм (п. «а» ч. 2 ст. 282 УК) из-за его поста в Twitter о деанонимизации силовиков, участвовавших в разгоне несанкционированных акций протеста, и об угрозах для их детей.
Кроме того, в суде находится дело по ч. 2 ст. 318 в отношении Павла Устинова, который якобы вывихнул правоохранителю плечо на акции 3 августа. Также известность получили истории семей Проказовых и Хомских — прокуроры требовали лишить родительских прав супружеские пары за использование своих малолетних детей на несогласованных акциях 27 июля и 3 августа, однако суды на это не пошли.
Шок в финале избирательной кампании
В ночь на 6 сентября в дом председателя ЦИК РФ Эллы Памфиловой проник неизвестный и напал на нее с электрошокером. Основной версией нападения на дом госпожи Памфиловой является ограбление. Уголовное дело было возбуждено по ч. 3 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере). Полиция ищет злоумышленника, дело взято на контроль руководством МВД России. О связи инцидента с проходящими в Москве и России избирательными кампаниями пока ничего не известно. Как сообщает аппарат ЦИКа, госпожа Памфилова здорова и принимает участие в международной конференции в Москве.