«Красное Сормово» отправляется в круиз
Завод может усилить направление гражданского судостроения
«Красное Сормово» может получить заказ на строительство двух новых пассажирских судов для компании «Водоходъ». Об этом стало известно во время спуска на воду первого в новейшей истории России четырехпалубного круизного лайнера «Мустай Карим». Параметры нового пассажирского речного круизного судна потенциальный заказчик и исполнитель контракта не назвали, однако известно, что оно должно быть меньшей осадки, чем «Мустай Карим», и будет эксплуатироваться в Сибири на Енисее, Лене и Байкале. Как выяснил “Ъ-Приволжье”, предполагается, что новое судно будет такого же концепта, как «Мустай Карим», но проекта PV-11 вместимостью 150 человек.
О том, что крупнейший российский оператор речных круизов «Водоходъ» рассматривает возможность заказать строительство двух новых пассажирских судов для речных перевозок на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), “Ъ-Приволжье” рассказал генеральный директор компании Ришат Багаутдинов на церемонии спуска на воду первого в новейшей истории России круизного лайнера «Мустай Карим» (судно проекта PV-300 «Морского инженерного бюро»). По словам господина Багаутдинова, компании нужны пассажирские суда подобного типа, но меньшей осадки, чтобы эксплуатировать их на Енисее, Лене и Байкале. Также компания предполагает возможность запуска новых туристических маршрутов по Оке, на которых «Водоходъ» сейчас не работает, так как не располагает судами, которые могли бы пройти по реке с небольшой глубиной.
Справка
Компания «Водоходъ» была образована в 2004 году на базе реформированной «Волга-Флот-Тур» (судоходная компания Волжского пароходства, созданная в 1999 году). Флот компании — 27 четырехпалубных круизных судов, 9 «Метеоров» и 9 прогулочных теплоходов. Ежегодный объем перевозки круизным флотом превышает 100 тыс. человек, прогулочным и скоростным флотом — 450 тыс. человек.
В качестве примера судна, которое можно эксплуатировать в Сибири, Ришат Багаутдинов привел теплоход «Максим Горький». В апреле «Водоходъ» переправил судно в Красноярск и переделывает его под пятизвездный лайнер, чтобы эксплуатировать на Енисее. Это судно было построено в 1974 году в Австрии на верфи Оsterreichische Schiffswerften AG Linz-Korneuburg в Корнейбурге. Всего верфь по заказу СССР построила четыре судна такого типа, как «Максим Горький», теплоходы «Василий Суриков», «Илья Репин» (эксплуатирует «Мостурфлот») и «Александр Пушкин» (эксплуатирует «Водоходъ»). Вместимость четырехпалубного теплохода «Максим Горький» составляет 186 пассажиров, на нем располагаются 86 кают, длина судна — 110 м, ширина — 14,8 м, осадка — 2,1 м (вместимость четырехпалубного «Мустая Карима» — 329 пассажиров, на нем располагаются 167 кают, длина судна 141 м, ширина — 16,8 м, осадка — 3 м).
Справка
Завод „Красное Сормово“ основан в Нижнем Новгороде в 1849 году. Верфь построила более тысячи судов гражданского флота и более 300 подводных лодок, включая атомные субмарины. 57,26% принадлежат ООО «Группа компаний „Морские и нефтегазовые проекты“» (Нижний Новгород), 35% — АО «Объединенная судостроительная корпорация», 3,49% — Росимуществу, 3,66% — гражданам России. По итогам 2018 года при выручке 8,2 млрд руб. чистая прибыль составила 345,5 млн руб.
Генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин рассказал, что, поскольку потребности в новых пассажирских судах есть, завод рассчитывает «как минимум на два судна» и готов построить каждое за полтора года («Мустай Карим» был заложен в марте 2017 года и будет передан заказчику в феврале 2020 года).
Президент ОСК Алексей Pахманов отметил, что «Красное Сормово», «показав свои возможности, стало популярным заводом у наших основных потребителей», поэтому компания надеется, что переговоры о строительстве судов в ближайшее время «превратятся в контракты». Он добавил, что строительство судов такого уровня невозможно без государственной поддержки: «Надеемся, что господдержка позволит построить целую серию судов, потому что средний возраст пассажирского флота сильно превышает 40 лет. Компания готова продолжать строить эту серию судов — безусловно, с доработками и уроками, которые мы все извлекли».
Генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров рассказал, что «концепт, философия и уровень комфорта нового пассажирского судна будут такими же, как у „Мустая Карима“», но судно, вероятно, будет построено по проекту PV-11 (три палубы, длина — 89,09 м, ширина — 15 м, осадка в пресной воде — 1,8 м, вместимость — 150 человек). «Это позволит теплоходу ходить по тем же туристическим маршрутам, что и PV-300 (Москва — Астрахань, Москва — Санкт-Петербург и Москва —Ростов-на-Дону), а также выполнять рейсы по «московской кругосветке» (из Москвы вниз по Оке), в Великий Новгород, по Беломорско-Балтийскому каналу. Это позволит охватить туристические маршруты, которые сейчас недостаточно популярны»,— рассказал господин Егоров.