Юсуповский Версаль
Архангельскому вернули былой блеск
Свой вековой юбилей в статусе музея, к которому была приурочена масштабная реконструкция, усадьба Архангельское, прозванная «подмосковным Версалем», встречает во всей красе. Первыми, однако, поздравили ее не французы — фестиваль итальянской культуры Tiepolo fest как нельзя лучше вписался в праздник.
Вид на Большой партер со стороны дворца и скульптура «Венера с голубками»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Скульптура «Лев идущий»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Фонтанная группа «Амур с дельфинами»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Интерьеры дворца
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
На выставке «История в движении. Каретная галерея князей Юсуповых»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
На выставке «История в движении. Каретная галерея князей Юсуповых»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
На выставке «История в движении. Каретная галерея князей Юсуповых»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
По федеральному проекту было восстановлено свыше 20 объектов усадьбы, в том числе знаменитая Колоннада, фонтаны, парковые скульптуры и картины
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Ансамбль отлично обустроен как парадное пространство для приема гостей и демонстрации произведений искусства, в чем уже убедились его первые посетители
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Этим блестящим ансамблем мы обязаны двум Николаям — Голицыну и Юсупову. Первый, получив усадьбу от отца, в 1780-м заказал проект ее обустройства в Париже архитектору Жан-Жакобу Герну. Неизвестно, осуществлял ли модный зодчий надзор за строительством, но в 1790-м перед дворцом по проекту итальянца Джакомо Тромбара устроили две террасы с мраморными балюстрадами и разбили парк, изюминкой которого стал ансамбль Каприз. Завершал строительство новый хозяин — Николай Юсупов, сделавший Архангельское «подмосковным Версалем». Юсупов слыл тонким ценителем, помогал приобретать произведения искусства Екатерине II и Павлу I, попутно пополняя и свою коллекцию. Для размещения ее и потребовалось Архангельское, а одним из украшений стали два шедевра венецианца Джованни Баттисты Тьеполо (для них построен отдельный зал). На склоне лет усадьба, пережившая войну 1812-го и пожар 1820-го, стала любимой резиденцией Юсупова. Как писал Герцен о Юсупове: «Он пышно потухал восьмидесяти лет, окруженный мраморной, рисованной и живой красотой».
Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру,— одно из главных украшений парка в Архангельском
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Холм, на котором стоит дворец, архитектор Джакомо Тромбара с помощью террас обустроил в стиле итальянских садов XVI века
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Пейзажный парк намного обширнее регулярного. На месте бывших полей — три рощи с аллеями для конных прогулок
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Гостей фестиваля итальянской культуры Tiepolo fest III ждали персонажи c венецианского карнавала
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Театр Пьетро Гонзаги (1817) был построен в честь пятилетия победы над Наполеоном и приезда в усадьбу Александра I
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Коллекция фарфоровой и фаянсовой посуды, созданной в мастерских усадьбы, насчитывает свыше 600 предметов
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Овальный зал считается наиболее выразительным из всех помещений дворца
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Спустя век по федеральному проекту было восстановлено свыше 20 объектов усадьбы, в том числе знаменитая Колоннада, фонтаны, картины, 137 парковых скульптур. Ансамбль отлично обустроен как парадное пространство для приема гостей и демонстрации произведений искусства, в чем уже убедились его первые посетители.