«Московское дело» набирает защитников
Может ли реакция общества повлиять на приговор Павлу Устинову
Один из лидеров «Единой России» Андрей Турчак вступился за осужденного Павла Устинова. Секретарь генсовета партии назвал «вопиющей несправедливостью» дело в отношении актера. Как сообщил в Instagram Андрей Турчак, он посмотрел видео с задержания и пришел к выводу, что ролик доказывает невиновность Устинова. Турчак задался вопросом: почему суд не принял во внимание эти видеозаписи? Павел Устинов получил три с половиной года колонии за применение насилия к представителю власти.
Политолог, президент холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считает, что у общественности есть шанс повлиять на судьбу Устинова: «Я думаю, что это позиция партии власти, не только "Единой России", и, на мой взгляд, это на 99% сигнал к тому, что дело Устинова будет пересмотрено. Я абсолютно уверен в том, что мы живем в корпоративистком государстве, где отношение к тому или иному уголовному делу определяется в том числе весом той корпорации, которой принадлежит человек, подвергающийся преследованию. Можно вспомнить, что журналисты, в общем-то, достаточно легко отбили представителя своей корпорации — Ивана Голунова. Выступление политтехнологов в поддержку своих несправедливо осужденных коллег не имело никакого значения, потому что их объединение гораздо слабее с точки зрения давления на власть.
Если есть могущественная корпорация, которая может вписаться за человека, значит, есть шанс его спасти от очевидно неправосудного приговора. Если она недостаточно влиятельна — тогда до свидания.
Это, к сожалению, реальность: сегодняшняя система судопроизводства у нас в стране и система правоохранительных органов глубоко больна и нуждается в системном реформировании, а не в ситуативном реагировании».
В защиту осужденных по «московскому делу» также высказались школьные учителя. К ним присоединились и преподаватели школ и вузов. Они опубликовали открытое письмо, в котором потребовали освободить несправедливо заключенных. Они также напомнили, что и протестующие и те, кто «бьет и арестовывает»,— их вчерашние ученики. И если ситуацию не изменить, то «наша страна обречена снова и снова оставаться на второй год, ничего не усвоив из школьной программы». Также о деле Устинова высказался в программе «Вечерний Ургант» на «Первом канале» ее ведущий Иван Ургант. В частности, он напомнил, что решение Тверского суда не окончательное, а на крайний случай есть еще «Страшный суд».
Иван Ургант, телеведущий «Первого канала»: «Могут ли актеры таким образом привлекать внимание прежде всего, конечно, к себе в поисках дешевой популярности или, работающая как часы вот уже лет 100, московская судебная система могла дать свой первый сбой? Судебный процесс, кстати, очень быстро прошел. Вопрос главный: как фамилия судьи, который с такой скоростью провел судебное слушание и такое четкое, обдуманное решение вынес? Судья Криворучко. Притом судья во время заседания отказался смотреть видео с камер и ограничился просмотром видео с городских уличных камер. И на основании того, что он там увидел, собственно, и вынес это решение. Знаете что, Павла Устинова осудил Тверской районный суд Москвы — решение уже вынесено. Давайте не будем забывать, что есть еще и Московский городской суд, который может отменить это решение. А если Московский городской суд не отменит, то есть Верховный суд, который может отменить решение. А если Верховный не отменит, есть Конституционный суд. В конце концов, не будем забывать, что еще есть и “Страшный суд”, председателем которого работает как раз судья Криворучко».
Дмитрий Быков, преподаватель литературы, писатель: «Это письмо из всех протестных документов составлено и написано лучше всего. Но мне кажется, что сама эта ситуация далека от позитивного разрешения. Проблема стоит не так — отпустят или нет Устинова. Вопрос в том, что будет с судьей Криворучко, который и до этого был прославлен некоторыми подвигами. Перед системой сейчас выбор: Устинов или Криворучко. Кем она более готова пожертвовать, для меня еще далеко не окончательно понятно. Здесь ситуация не такая, как с Голуновым. И, вероятно, Устинов предназначался для запугивания массы. Если его сейчас выпустить, это запугивание может сорваться. И я абсолютно убежден в том, что система к этому не готова. Они будут еще искать и находить доказательства, что он не просто так стоял, что он стоял в знак протеста, что он своим видом оскорбил тончайшие чувства Росгвардейца, который поэтому и вывихнул себе плечо, что вынужден был его нейтрализовать».
Александр Борисов, протоиерей, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине: «Священнослужители больше общаются с мирянами, чем епископат. Все эти жестокие приговорами за то, что бросил пустую бутылку, например, как-то странно выглядят. Народ весь очень возбужден, и многие недоумевают, почему церковь молчит. Такое письмо по крайней мере показывает, что в церкви есть люди, которые неравнодушны. И главное, чтобы это было именно примирением между гражданским обществом и властью. Церковь призвана к служению и примирению. Цель этого письма — умиротворение. Не случайно в Евангелии сказано — блаженны миротворцы. Надеемся, что этим письмом мы как раз призываем к примирению противостоящих сторон. Но коль скоро народ вышел, то с ним не надо обращаться так: за такие пустяки, проявление недовольства — четыре года тюрьмы».
Сторона защиты Устинова 18 сентября сообщила, что обжаловала приговор. Дата рассмотрения апелляции в Мосгорсуде пока не назначена.