Парков громадье

Количество автобусов пермского МУПа может вырасти до 150

Для минимизации расходов МУП «Пермгорэлектротранс» требуется парк автобусов в 150 штук, то есть на треть больше имеющегося. Об этом сообщили представители мэрии депутатам гордумы. Однако решение о покупке дополнительной партии машин не принято. Частные перевозчики считают, что покупка дополнительных машин не принесет должного экономического эффекта.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Администрация Перми готовит предложения для депутатов по повышению эффективности МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ). Этот вопрос обсуждался в минувший понедельник на заседании комиссии по тарифам, на котором решено рекомендовать думе повысить тариф с 20 до 26 руб. с 1 декабря 2019 года.

По данным “Ъ-Прикамье”, в ходе заседания выяснилось, что содержание троллейбусного парка ПГЭТ приносит предприятию убыток. Для безубыточности содержания этого объекта размер автобусного парка должен быть не менее 150 машин, сообщили представители мэрии

Напомним, сейчас в парке ПГЭТ 90 автобусов, в том числе недавно купленные 85 машин марки Volgabus. Их приобрели взамен парка троллейбусов, от которых власти решили отказаться из-за их убыточности. Под воссозданный городом муниципальный автобусный парк были выделены маршруты, и сейчас у предприятия их девять. ПГЭТ контролирует свыше 10% рынка автобусных перевозок, остальную долю — частные перевозчики. В случае закупки еще 50–60 машин доля автобусных перевозок ПГЭТ дойдет до 20%.

В мэрии пояснили “Ъ-Прикамье”, что «150 автобусов — это просто расчетная величина, при которой расходы ПГЭТ на 1 км будут минимальными». «О приобретении автобусов пока речь не идет»,— отметили в администрации.

Собеседники в думе полагают, что этот вариант может быть включен в список предложений, который парламентарии ждут от чиновников.

Выручка МУП «Пермгорэлектротранс» в 2018 году снизилась на треть и составила 587 млн руб., что на 189 млн руб. меньше показателей 2017 года (776 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль сократилась более чем на 100 млн руб. и составила 30 млн (в 2017-м — 143 млн руб.). Деятельность предприятия является планово-убыточной — больше половины расходной части приходится на субсидии города. В 2018 году на работу МУПа из бюджета было выделено 671 млн руб., что на 63 млн меньше, чем в 2017-м.

Председатель комитета Пермской думы по экономическому развитию Арсен Болквадзе считает, что решение об увеличении количества муниципальных автобусов нужно рассматривать с учетом результатов и финансовых показателей пилотного проекта по модернизации транспортной сферы на десяти маршрутах ПГЭТа.

«Нужно понять, как используются уже приобретенные транспортные средства. Если у них нормальный КПД, если они приносят городу экономический эффект и более комфортны для жителей, то можно рассмотреть возможность приобретения новых»,— пояснил депутат.


И добавил: «В целом рынок пассажироперевозок высококонкурентный, на конкурсы будут заявляться и частные перевозчики. Поэтому сама по себе закупка автобусов не гарантирует получение контракта».

Пермский перевозчик Олег Боровик сомневается, что дополнительные 50 машин помогут выйти ПГЭТ на безубыточность: «Автобусы сами по себе не ездят. Должен быть водитель, кондуктор, солярка. Наши правители не понимают, что это сообщающиеся сосуды: если в одном месте прибыло, то в другом убыло». По его мнению, на содержание 50 автобусов придется потратить средства большие, чем налоги на базу.

«Даже если мы станем жить в эпоху сбывшейся мечты городской думы — безкондукторной, — 100–110 человек на обслуживание автобусов надо, и платить им зарплату в 25 тыс. руб. тоже надо. При самых скромных подсчетах, даже если автобусы будут ездить на воздухе, надо 4–5 млн руб. в месяц»,— полагает участник рынка.

«И мы будем только рады, если они будут готовы остаться без частников и работать самостоятельно, если они в этих же ценах смогут держаться, как держатся частники»,— заключил господин Боровик.

Вячеслав Суханов, Константин Кадочников

Вся лента