Неосторожности пилота нашли обвинение
Управлявший посадкой SSJ 100 обвинен в гибели людей
Пилоту Денису Евдокимову, управлявшему SSJ 100 «Аэрофлота», в среду, 2 октября, было предъявлено обвинение в гибели по неосторожности 41 человека во время посадки в аэропорту Шереметьево. Почти в два раза больше человек, в том числе второй пилот самолета, признаны потерпевшими от его действий и собираются подать иски. Сам летчик заявил, что его подвели управление SSJ и кем-то открытая дверь, способствовавшая сквозняку, раздувшему пламя.
Фото: Межгосударственный авиационный комитет
На предъявление обвинения в главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета России (ГУРОВД СКР) Дениса Евдокимова вызвали повесткой. По данным защиты, это было пятое следственное действие с пилотом, который проходил свидетелем по уголовному делу о нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
Обвинение пилоту предъявил старший следователь по особо важным делам ГУРОВД Иван Сибул. Следует отметить, что ранее полковник Сибул работал в московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР, являясь признанным специалистом в расследовании авиапроисшествий. При этом он стал и медийной фигурой, выступая на различных мероприятиях, где обсуждались вопросы безопасности полетов.
Из предъявленного обвинения следовало, что пилот являлся командиром экипажа SSJ 100 «Аэрофлота», вылетевшего 5 мая из аэропорта Шереметьево в Мурманск. Вскоре после взлета в самолет ударила молния, что привело к выходу из строя некоторых систем лайнера. Пилоты управляли им вручную (режим direct mode), связываясь с диспетчером по аварийному каналу: основной не работал.
Летчики решили вернуться в Шереметьево, запросив соответствующее разрешение у диспетчера, и получили его.
По версии следствия, посадку пилот Евдокимов совершил с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей, да к тому же с большим углом атаки, что привело к так называемому козлению — подпрыгиванию самолета от ударов о ВПП.
После очередного из них подломились стойки шасси, а из топливных баков произошла утечка керосина, который загорелся. Сорок пассажиров и бортпроводник погибли, а еще около десяти человек получили травмы. Смерть большинства людей наступила от термических ожогов.
Родственники погибших, а также выжившие пассажиры и члены экипажа (77 человек) были признаны следствием потерпевшими по делу. Среди них оказался и второй пилот SSJ Максим Кузнецов. Следствие полагает, что в ближайшее время они заявят исковые требования к Денису Евдокимову.
Сам Денис Евдокимов заявил следователю, что вину не признает. Пилот пояснил, что во время посадки SSJ вел себя «некорректно», не слушаясь бортовой ручки управления, или джойстика, заменяющего в самолете штурвал. При этом массовую гибель пассажиров пилот Евдокимов объяснил тем, что кто-то, возможно, в панике открыл заднюю дверь в салоне, а так как для эвакуации использовались другие двери, сильный воздушный поток буквально раздул пламя. Пилот утверждает, что крепкий корпус самолета мог долго выдерживать большую температуру, дав возможность пассажирам выбраться из него.
После следственных действий, которые продолжались два с половиной часа, Дениса Евдокимова отпустили под подписку о невыезде.
Сегодня пилот и его адвокат вызваны в ГУРОВД СКР для ознакомления с результатами технических и судебно-медицинских экспертиз. Сама защита попросила провести дополнительную экспертизу конструкции узла крепления шасси. Дело в том, что именно они, вместо того чтобы безопасно подломиться или отлететь от ударов, пробили топливные баки. Кроме того, пилот рассчитывает на новые проверки материалов салона самолета на горючесть и исправности электродистанционных систем управления воздушным судном. При этом итоговый отчет Межгосударственного авиакомитета о причинах катастрофы в Шереметьево еще не готов, а следствие уже сделало свои выводы.
В «Аэрофлоте» отметили, что оказывают всяческое содействие следственным органам, проводящим расследование. «Только после всестороннего тщательного изучения всех фактов возможно установить реальные причины катастрофы и принять необходимые меры, чтобы избежать в будущем повторения подобных трагических ситуаций»,— подчеркнули в авиакомпании.
Фотогалерея
Трагедия в Шереметьево
Пассажирский самолет SSJ 100 компании «Аэрофлот» в 18:03 вылетел из московского аэропорта Шереметьево, выполняя рейс SU 1492 Москва — Мурманск
Фото: AP
Вскоре самолет запросил экстренную посадку и вернулся в Шереметьево в 18:30. При аварийной посадке SSJ 100 загорелся
Фото: Reuters
На борту находились 73 пассажира и пять человек экипажа
Фото: Коммерсантъ / Роман Дорофеев
В результате пожара погиб 41 человек
Фото: Reuters / Nadezhda Polomoshnova
СКР возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)
Фото: Федор Малинин / ТАСС
В «Аэрофлоте» сообщили, что причиной пожара стало возгорание двигателей после посадки воздушного судна в Шереметьево. Компания отмечала, что самолет вынужденно вернулся в аэропорт назначения «по технической причине»
Фото: Reuters
SSJ 100 традиционно считается в отрасли проблемным самолетом из-за частых неисправностей, в основном связанных с двигателями
Фото: Reuters
На момент катастрофы «Аэрофлот» был крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 с 50 бортами в парке (считая сгоревший в Шереметьево)
Фото: Reuters
Для группы «Аэрофлот» это первая катастрофа с человеческими жертвами с 2008 года, когда разбился Boeing 737 в Перми
Фото: Reuters / Tatyana Makeyeva
Пострадавшие были доставлены в московские больницы и лечебные учреждения города Химки
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Следствие рассматривало три версии катастрофы в Шереметьево: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия
Фото: РИА Новости
Глава Минтранс Евгений Дитрих (на фото) заявил, что не видит оснований для приостановки полетов SSJ 100 после катастрофы
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
СКР заявил, что командир воздушного судна Денис Евдокимов осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу, а его дальнейшие действия, «совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета». В апреле 2020 года дело о крушении лайнера было направлено в суд
Фото: Следственный комитет Российской Федерации
Сам Денис Евдокимов вину не признает и утверждает, что причиной трагедии стало несоответствие лайнера нормам летной годности. По его словам, самолет потерял управляемость после попадания в него молнии
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин