«Власть не может ссориться с интеллигенцией»
Дмитрий Дризе — о поддержке фигурантов «московского дела»
Известные актеры записали новое видеообращение в поддержку фигурантов так называемого «московского дела». В комментарии к ролику отмечается, что помочь обвиняемым и осужденным может только общественная поддержка. Это уже не первая попытка деятелей искусства привлечь внимание власти к творящейся, по их мнению, несправедливости. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что подобные действия не проходят даром — результат будет.
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ
В записи ролика приняли участие Павел Деревянко, Данила Поперечный, Евгений Цыганов и другие известные актеры. Они рассказывают истории задержаний фигурантов, то, как их судили, что они не хотели травмировать правоохранителей, а просто в ряде случаев пытались как-то защитить тех кого, скажем так, задерживали и тащили в автозак. Сейчас по так называемому «московскому делу» идут апелляции — тех, кто уже осужден.
Показательный случай: Евгений Коваленко — охранник на железной дороге — получил три с половиной года за то, что бросил мусорный бак в сторону росгвардейца, попал ему в ногу. Но последний жив и здоров, несет службу. Или вот студент Высшей школы экономики, будущий политолог Егор Жуков — ждет приговора под домашним арестом. Сначала его обвиняли по серьезной статье, участие в массовых беспорядках, за то, что делал жесты вправо, якобы направляя других протестующих. Однако вскоре эти обвинения отменили, заменив на призывы к экстремизму через интернет. Самый известный случай — актер Павел Устинов. Еего дело обсуждалось на самом верху. Все так же началось с заступничества коллег, в том числе Константина Райкина. В итоге реальный срок в три с половиной года ему заменили на год условно. И еще слушается апелляция блогера Владислава Синицы, который осужден на пять лет за угрозы в адрес детей сотрудников Росгвардии и полиции.
В общем и целом, в последнее время сложилось такое убеждение, что вмешательство известных людей или выступление известных актеров на западный манер действует на наши власти. Положительный опыт был получен во время сибирских пожаров. Тайга горела, а чиновники говорили, что так и нужно. Потом дым пришел в города. И опять создавалось впечатление, что тушить не торопятся. Общественное мнение всколыхнулось, и процесс, как говорится, пошел. «Московское дело», можно сказать,— тоже пожар. И здесь получилось нечто аналогичное. Некоторых фигурантов выпустили, но чтобы совсем оправдать — с этим сложнее. Кроме того, заметно, что с выходом Павла Устинова общественная активность стала спадать. А это значит, и это тоже вытекает из последних событий, остальным снисхождения ждать не стоит. И вот актеры записали ролики, а блогеры выступили в поддержку коллеги Синицы.
Нельзя исключать, что где-то там наверху бытует мнение, мол, итак серьезно пошли на уступки. Если продолжать в том же духе, вся эта либеральная тусовка совсем обнаглеет. Хотя неоднозначность обвинений по-прежнему бросается в глаза, и жесткий сценарий явно не разрядит обстановку в обществе.
Тем более что затишье всегда обманчиво — мало ли что может произойти. Вот, например, так называемого шамана Александра Габышева отправили в психушку. Это улучшает настроение? Наверное, все-таки нет.
Проблема в том, что решения, что дальше делать с недовольными, нет. «Пожар» вокруг Устинова потушили — давайте теперь расслабимся и оставим все как есть. Впору спросить, помогут или нет эти ролики известных актеров. Конечно, помогут. Власть не может ссориться с интеллигенцией, иначе останется совсем одна. Это понимали даже советские вожди. Нужна интеллектуальная поддержка. Иной скажет: «Подумаешь, пригласят своих, проверенных актеров, режиссеров и других. Мало их что ли? И скажут они все что надо. Опыт большой на этот счет имеется». А вот и нет — не многие сейчас решаться рисковать репутацией. Поэтому новый тренд — попытаться возглавить общественное движение, как было с Павлом Устиновым и Иваном Голуновым. Так что даешь больше роликов, хороших и разных. У нас же свобода слова, в конце концов.
Фотогалерея
За кого вступались коллеги по цеху и чем это заканчивалось
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Год: 2017 Кого защищали: старшину полиции Алексея Геккина из Беломорска, наказанного за оскорбление подростков, зигующих у памятника ветеранам Великой Отечественной войны Кто защищал: рядовые сотрудники полиции, оперуполномоченные, конвоиры, следователи СК, бойцы ОМОНа и Росгвардии, запустившие флешмоб #Лёшаправ Обстоятельства: В июне 2017 года Алексей Геккин увидел в Instagram фотографию подростков, зигующих у памятника павшим бойцам Татарстана и Карелии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Беломорске. Возмущенный поведением молодых людей, он прокомментировал снимок, назвав их «моральными инвалидами». Мама одного из подростков вступилась за сына и написала заявление в полицию на самого полицейского. В результате служебной проверки Алексей был привлечен к дисциплинарной ответственности за оскорбление. В действиях самих подростков состава преступления не обнаружили. В ответ полицейские со всей России устроили флешмоб в поддержку коллеги, выкладывая в сеть свои фото с хэштегами #Лешаправ. Позже Геккин заявил ходатайство о проведении лингвистического исследования своих высказываний. Чем закончилось: обвинения с полицейского были сняты, родители подростков понесли административную ответственность за поведение их детей — по 100 руб. штрафа с каждой семьи.
Фото: с личной страницы Алексея Геккина в vk.com
Год: 2000 Кого защищали: главу холдинга «Медиа-Мост» Владимира Гусинского, задержанного по обвинению в мошенничестве Кто защищал: 17 известных предпринимателей — Владимир Потанин, Михаил Фридман, Владимир Евтушенков, Михаил Ходорковский, Петр Авен, Виктор Вексельберг, Дмитрий Зимин, Каха Бендукидзе и другие Обстоятельства: 13 июня 2000 года господин Гусинский был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму по обвинению в хищении $10 млн при приватизации компании «Русское видео». На следующий день 17 крупных предпринимателей в открытом письме генпрокурору Владимиру Устинову поручились «за надлежащее поведение» Владимира Гусинского. В обращении говорилось, что арестованный бизнесмен «не представляет такой социальной опасности, что даже в период следствия должен быть изолирован от общества тюремными стенами». Чем закончились: 16 июня Владимира Гусинского освободили под подписку о невыезде. 20 июля при посредничестве министра печати Михаила Лесина он подписал соглашение о продаже «Медиа-Моста» «Газпрому» за $773 млн (из них $473 млн пошли в зачет долга госмонополии). 26 июля дело против него было прекращено, медиамагнат покинул Россию. Позже Генпрокуратура возобновила расследование, но добиться экстрадиции бизнесмена не смогла.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Год: 2017 Кого защищали: режиссера Кирилла Серебренникова, продюсера Алексея Малобродского и других фигурантов дела «Седьмой студии», обвиняемых в мошенничестве Кто защищал: деятели культуры, в том числе Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Людмила Улицкая. Обстоятельства: 22 августа 2017 года по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере был задержан режиссер Кирилл Серебренников. По данным следствия, в период 2011–2014 годов, при его участии были разработаны мероприятия проекта «Платформа», содержавшие завышенные сведения об их количестве и стоимости. В окончательной редакции обвинения сумма ущерба оценивалась в 133 млн руб. С личными поручительствами за Кирилла Серебренникова выступали гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук Театра наций Евгений Миронов, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, режиссеры Андрей Смирнов, Федор Бондарчук, актер Данила Козловский, писательница Людмила Улицкая. В мае 2017 года Евгений Миронов на церемонии вручения госнаград в Кремле передал президенту Владимиру Путину письмо в поддержку господина Серебренникова. Чем закончилось: фигуранты дела оставались под домашним арестом до апреля 2019 года, когда суд отпустил их под подписку о невыезде. 11 сентября судья Мещанского райсуда решила вернуть дела в прокуратуру и из-за допущенных нарушений в обвинительном заключении.
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Год: 2018 Кого защищали: физика Виктора Кудрявцева, обвиняемого в госизмене Кто защищал: президент РАН, Санкт-Петербургский союз ученых, объединяющий более 900 исследователей. Обстоятельства: 23 июля 2018 года сотрудники ФСБ задержали 75-летнего сотрудника Центрального научно-исследовательского института машиностроения Виктора Кудрявцева. Он занимался моделированием обтекания ракет-носителей космических кораблей и спутников воздушной средой в ходе старта и посадки. По версии ФСБ, господин Кудрявцев передавал бельгийскому Фон Кармановскому институту гидродинамики секретную информацию о применении гиперзвуковых технологий в боевых ракетных комплексах «Авангард» и «Кинжал». В январе 2019 года президент РАН Александр Сергеев заявил, что СИЗО — не место для пожилого ученого, и обратился к омбудсмену Татьяне Москальковой с просьбой помочь изменить меру пресечения на домашний арест. Физика также поддержал председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Санкт-Петербургский союз ученых, объединяющий более 900 исследователей, обратился к Владимиру Путину с просьбой освободить господина Кудрявцева из изолятора. Чем закончилось: в связи с наличием в деле материалов с грифом «секретно» заседания проходят в закрытом режиме. Защита неоднократно просила избрать для ученого более мягкую меру пресечения, ссылаясь на его возраст и состояние здоровья. Однако в июле 2019 года Мосгорсуд в очередной раз продлил его арест до 20 октября.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Год: 2018 Кого защищали: руководителя гематологической службы Городской клинической больницы №52 Москвы Елену Мисюрину, обвиненную в оказании услуг, повлекших смерть пациента Кто защищал: тысячи врачей, в числе которых был президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, представители департамента здравоохранения Москвы Обстоятельства. 25 июля 2013 года Елена Мисюрина провела трепанобиопсию (забор костного мозга) 55-летнему пациенту, страдавшему раком предстательной железы. Вскоре он оказался в частной клинике с диагнозом «острый аппендицит» и был прооперирован. 28 июля мужчина скончался. В январе 2015 года против врача было возбуждено дело ст. 109 ч.1 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Через год, в связи с истечением срока давности, дело переквалифицировано на ст. 238 ч. 2 п. «в», подразумевавшую умысел нанести тяжкий вред здоровью пациента. В основу обвинения легли показания патологоанатома, который сделал вывод о неправильном проведении трепанобиопсии, повлекшей кровотечение и смерть. 22 января 2018 года Елена Мисюрина была осуждена Черемушкинским райсудом Москвы на два года. Тысячи врачей подписали петицию за освобождение Миссюриной, в суде ее поддерживали коллеги и пациенты. На прениях выступил Леонид Рошаль, который заявил: «Я призываю ее освободить. Пожалуйста, я предлагаю себя посадить вместо нее». Чем закончилось: 5 февраля 2018 года Елена Мисюрина была освобождена Мосгорсудом из СИЗО. 16 марта 2018 года Мосгорсуд отменил приговор Черемушкинского райсуда и вернул дело в прокуратуру.
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Год: 2019 Кого защищали: учительницу Татьяну Кувшинникову из Барнаула, уволенную за фото в спортивном купальнике Кто защищал: тысячи учителей по всей стране, движение «моржей», общественные деятели и политики Обстоятельства: в феврале 2019 года руководство школы №13 города Барнаула потребовало от учителя русского языка и литературы написать заявление об увольнении по собственному желанию из-за фотографий в соцсети «Вконтакте» в спортивном купальнике и коротком платье. Снимки были сделаны во время акции, проведенной «моржами» под эгидой администрации Барнаула в поддержку зимней Универсиады. Татьяна является активистом федерации закаливания и зимнего плавания «Белые медведи». За учительницу вступились коллеги со всей страны, которые запустили в интернете флешмоб #учителятожелюди, в рамках которого выкладывали свои фотографии в купальниках, откровенных платьях, в нижнем белье. К флешмобу присоединились не только женщины, но и мужчины. Чем закончилось: в школу Татьяна Кувшинникова не вернулась. Сейчас она работает Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), занимается вопросами цифровой безопасности и медиаграмотности.
Фото: с личной страницы Татьяны Кувшинниковой в vk.com
Год: 2019 Кого защищали: журналиста Ивана Голунова, обвеявшегося в попытке сбыта наркотиков Кто защищал: журналисты, общественные деятели, правозащитники Обстоятельства: Иван Голунов был задержан 6 июня 2019 в центре столицы. Сотрудники полиции сообщили, что у журналиста при досмотре был обнаружен пакет с наркотическим веществом массой 3,56 грамм. В отношении Ивана Голунова было возбуждено дело по ст. 30 и 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств). МВД опубликовало девять фото с обысков в квартире Голунова, восемь из которых, как позже выяснилось, были сделаны в другом месте. Сам Иван Голунов связал задержание со своим расследованием о похоронном бизнесе в Москве. Дело вызвало широкий общественный резонанс. Издания «Коммерсантъ», «Ведомости» и РБК впервые выпустили номера с одинаковой первой полосой «Я/Мы — Иван Голунов. В Москве прошло несколько митингов с требованием освободить журналиста и одиночных пикетов его коллег на Петровке, 38. Чем закончилось: 11 июня появились результаты экспертизы ДНК — следов Ивана Голунова на предметах, изъятых в ходе обыска, не оказалось. Анализы мочи, смывов с рук и срезов ногтей также не выявили следов наркотиков. В тот же день МВД России сняло обвинения с Ивана Голунова, он был освобожден из-под домашнего ареста. О недоказанности вины журналиста и отстранении высокопоставленных офицеров МВД сообщил лично глава МВД Владимир Колокольцев. 13 июня президент Владимир Путин уволил начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД РФ по Москве Юрия Девяткина и начальника УВД по ЗАО Москвы Андрея Пучкова.
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов