Льготы доберутся на попутном
Минфин планирует увеличить на 30 млрд руб. компенсации нефтяникам за счет налога на ПНГ
Минфин пытается найти источники компенсации 60 млрд руб. налоговых льгот для Приобского месторождения «Роснефти» и «Газпром нефти». Как выяснил “Ъ”, Минфин хотел привязать размер льгот к уровню цен на нефть с тем, чтобы при цене выше $45 за баррель половину льгот финансировать из дополнительных нефтегазовых доходов. Сейчас в Минфине заявляют, что этот вариант не рассматривается. Еще 30 млрд руб. в год Минфин хочет получить от нового налога на добычу попутного газа по ставке 385 руб. за 1 тыс. кубометров.
Минфин обдумывает варианты того, как обезопасить бюджетные доходы от последствий предоставления налоговых льгот для разработки Приобского нефтяного месторождения. Разные блоки этого месторождения разрабатывают «Роснефть» и «Газпром нефть», которые просили дать им с 2020 года десятилетние налоговые вычеты на 46 млрд руб. и 13,5 млрд руб. в год соответственно. Как уже сообщал “Ъ”, министерство в ответ еще летом предложило компенсировать выпадающие доходы, введя налогообложение попутного нефтяного газа (ПНГ).
Алексей Сазанов, глава департамента Минфина РФ, о льготах для Приобского месторождения, 12 сентября
Просто есть часть, которая идет в ФНБ, есть часть, которая идет в базовые доходы бюджета. ФНБ появляется при цене на нефть свыше $45 за баррель. Мы ищем сейчас компенсацию только в части базовых доходов
Однако теперь Минфин предлагает привязать размер налоговой льготы к цене на нефть в диапазоне $45–65 за баррель, рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. При цене в $45 и ниже налоговые льготы будут вдвое меньше своего первоначального размера (23 млрд руб. и 7 млрд руб. соответственно), а затем будут пропорционально расти вместе с ценой нефти вплоть до уровня в $65 за баррель. Тем самым Минфин вдвое уменьшает потери базовых доходов бюджета, которые формируются в рамках бюджетного правила при цене нефти до $42,4 за баррель (на 2020 год). Те доходы, которые бюджет получает при более высоких ценах на нефть, идут в ФНБ — именно за счет них Минфин предлагает финансировать половину льгот для «Роснефти» и «Газпром нефти». Существенно, что в рамках такого подхода полновесные льготы компании получат только при цене не ниже $65 за баррель.
Но даже при таком сценарии потери базовых доходов бюджета составят около 30 млрд руб. в год. Чтобы компенсировать их, Минфин предлагает ввести налог на добычу ПНГ по ставке 385 руб. за 1 тыс. кубометров. Учитывая, что в России в 2018 году было добыто около 87 млрд кубометров ПНГ, такой налог принесет примерно 33,5 млрд руб. в год и как раз покроет потери. Существенно, что тяжесть нового налога ляжет не только на «Роснефть» и «Газпром нефть» (на их долю приходится 62% всей добычи ПНГ), но и на других крупных производителей — ЛУКОЙЛ (11 млрд кубометров) и «Сургутнефтегаз» (9 млрд кубометров).
В Минфине заявили “Ъ”, что по поручению правительства разрабатывают законопроект по предоставлению льгот компаниям, разрабатывающим данный участок недр. В министерстве подтвердили предложенную величину НДПИ на ПНГ. Что же касается привязки льгот к уровню нефтяных цен, то в министерстве заявили: «Формульное образование налогового вычета (в зависимости от цены нефти.— “Ъ”) не рассматривается». В «Роснефти» не ответили “Ъ”.
При этом, по словам собеседников “Ъ”, «Роснефть» недовольна тем, что Минфин крайне медленно готовит законопроект о льготах и до сих пор не внес его в правительство, несмотря на то что еще в мае такое решение было сначала принято на совещании у премьера Дмитрия Медведева, а затем завизировано президентом Владимиром Путиным. По данным “Ъ”, «Роснефть» не видит необходимости в компромиссе с Минфином по размеру льгот и отрицает возникновение у бюджета выпадающих доходов, упирая на то, что в результате налоговых стимулов будет дополнительно добыто 70 млн тонн нефти за 10 лет. Первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров в августе упоминал, что компания проходит «оформление получения этих стимулов в федеральных органах власти», хотя тогда Минфин даже не приступил к подготовке проекта.
Формально, чтобы льготы заработали с 2020 года, Госдума должна принять поправки в Налоговый кодекс до 1 декабря — крайне амбициозный срок, учитывая, что законопроект даже не внесен в правительство. Впрочем, в последние годы Минфин неоднократно соглашался на меры, которые применяются задним числом. Руководитель арбитражной практики Vegas Lex Виктор Петров оценил вероятность принятия законопроекта в текущем году «как среднюю», отметив, что для ретроспективного действия льгот необходима соответствующая воля законодателя и исполнительной власти.