Дорожный фонд пошел ва-банк

ГУАД разыгрывает на электронных аукционах 2,4 млрд рублей на ремонт дорог

Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области выставило на торги подряды на ремонт участков дорог с общей суммой контрактов более 2,4 млрд руб. Все 12 закупок были обжалованы в УФАС компанией «ИнвестСтрой», выявившей недостатки в условиях госзакупок. В УФАС частично согласились с заявителем, но торги отменять не будут. Торги вызвали ажиотажный интерес у участников рынка, но не все традиционно работавшие в регионе дорожно-строительные организации смогут в них участвовать. Так, один из крупнейших подрядчиков фирма «Магистраль» по инициативе ГУАДа попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Многие нижегородские дорожные компании не имеют своих лабораторий и не смогут принять участие в торгах ГУАДа

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Госзаказчик ГКУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» (ГУАД) выставил на торги заказы на ремонт дорог в регионе в 2019–2020 годах. Всего на сайте госзакупок размещено 12 лотов на общую сумму свыше 2,4 млрд руб. Переложить асфальт на участках межмуниципальных и региональных дорог победители аукционов должны до конца августа следующего года.

Все госзакупки в антимонопольной службе обжаловало ООО «ИнвестСтрой». Как следует из ее типовых жалоб, тендерная документация и проекты госконтрактов с приложениями противоречат друг другу по срокам исполнения, а также ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ и авансирования. Комиссия УФАС по Нижегородской области на одном заседании рассмотрела все 12 жалоб, на которое заявитель не явился. Тем не менее антимонопольщики частично согласились с доводами «ИнвестСтрой» о нарушениях документации в части авансирования. Предписание по этому поводу пока не изготовлено, однако речь об отмене закупок не идет. В УФАС “Ъ-Приволжье” пояснили ­ГУАДу, что нужно будет исправить условия контрактов до заключения договора с подрядчиками.

«Поскольку это крупные госзакупки в рамках нацпроекта, к ним повышенное внимание»,— пояснили в госоргане.

Что касается будущих госконтрактов по ремонту дорог, за них на первых торгах развернулось настоящее соперничество. Так, судя по протоколам электронных торгов, на тендер по ремонту участков Бабинского кольца в Дзержинске было подано семь заявок, а снижение от стартовой цены 91,4 млн руб. составило 19%. Пять участников аукциона на ремонт 14 км дорог в Богородской районе снизили начальную сумму контракта в размере177,7 млн руб. на 24,5%. Торги по перекладке дорог Княгинино — Сергач и Вача — Навашино показали снижение на 16–19% при трех-четырех претендентах. Только на тендер по ремонту 57 км в Большеболдинском, Краснооктябрьском и Починковском районах с ценой контракта в 298,6 млн руб. пришел единственный участник, но аукционная комиссия решила, что он и его заявка не соответствуют условиям. Однако розыгрыш основных крупных лотов состоится через две недели.

Участники рынка, наблюдающие за тендерами Нижегородской области в дорожной отрасли, отмечают ограничительный характер новых закупок. «Лоты укрупнили по цене в среднем по 300 млн руб. за лот. Регион отходит от практики, когда на торги выставлялась каждая отдельная дорога, а лоты были по 20–40 млн руб. Участие в крупных закупках не потянут еще живые небольшие дорожно-строительные организации или муниципальные предприятия, которые в районах занимаются содержанием дорог и раньше могли подработать на их ремонте. Это торги под крупных игроков, которые могут взять районные фирмы на подряд. Но на нем не заработаешь, это не генподряд»,— говорит один из собеседников “Ъ-Приволжье” на условиях анонимности, добавив, что их компания «решила не толкаться». Он также отметил появившееся в условиях авансирование ремонтов в объеме до 30% от цены контракта, хотя не «очень понятно, что на эти деньги делать в декабре и как отчитываться по расходам». По словам собеседника, в качестве нижнего основания под щебеночно-мастичный асфальтобетон предусмотрены гранитные щебни, а это привозной материал, который нужно закупать в Карелии или на Урале. Этим недовольны владельцы местных карьеров с известняковым щебнем.

Другой собеседник указывает на обязательство подрядчика иметь в наличии лабораторию для проверки асфальтобетона на соответствие новому стандарту ПНСТ 183-2019 «Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия». «Насколько я знаю, аттестованные под стандарт лаборатории есть у единичных нижегородских подрядчиков, вроде "Магистрали", "Нижавтодорстроя" или "Эйдоса". Не исключено, что многие участники не удосужились внимательно изучить проекты контрактов и требование лабораторий станет для них неприятной новостью…»,— отметил собеседник “Ъ-Приволжье”.

В целом оба эксперта сошлись во мнении, что для районов можно было бы отремонтировать дороги попроще и подешевле с прицелом на региональных поставщиков стройматериалов, но госзаказчик требует высокие стандарты.

Однако один из крупнейших игроков нижегородского дорожно-строительного рынка ООО «Фирма "Магистраль"» не сможет принять участие в торгах, несмотря на наличие у нее собственной лаборатории. Компанию включили в реестр недобросовестных поставщиков до октября 2021 года. Как следует из реестра, ГУАД в одностороннем порядке расторг договор по реконструкции автодороги Субботино — Большая Уда в Гагинском районе. Госзаказчик посчитал, что с начала года «Магистраль» срывала работы на объекте, и оплатил ей только 300 тыс. руб. по контракту стоимостью 484 млн. По словам участников рынка, «Магистраль» пыталась безуспешно доказать в УФАС, что в предоставленном ей карьере не было необходимого песка, а контракт не был проавансирован. Теперь ГУАД и один из крупнейших региональных подрядчиков разбираются в суде.

Роман Кряжев

Вся лента