Интернет-компании отбивают пороги
Бизнес согласен на мягкий вариант ограничения иностранного участия
Российский бизнес готов смириться с возможным ограничением доли иностранного участия в значимых интернет-ресурсах, включая «Яндекс», на уровне 49%, следует из позиции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Но оценивать стоит только голосующие акции, а не экономическое участие, настаивают в союзе. Такой формат позволит хотя бы частично снизить риски потери инвестиционной привлекательности российских технологических компаний, надеются участники рынка.
Комиссия РСПП по связи и ИТ согласна с целесообразностью установки порога иностранного владения в значимых интернет-ресурсах на уровне 49%, следует из ее позиции (есть у “Ъ”), которую направил 1 ноября председателю Госдумы Вячеславу Володину президент РСПП Александр Шохин. При этом следует регулировать именно корпоративный контроль, но не экономическое участие, подчеркивают в РСПП. Позиция была вынесена на рассмотрение и одобрена большинством голосов 30 октября, подтвердил “Ъ” ответственный секретарь комиссии Вячеслав Судьин.
Законопроект о значимых информационных ресурсах, предлагающий ограничить иностранное владение в онлайн-сервисах с большой аудиторией 20%, был внесен в Госдуму 26 июля. 20 октября его поддержало правительство с условием, что требования по ограничению иностранного участия будет установлено на уровне 50% минус 1 акция в отношении голосующих долей. Официально проект направлен на развитие технологической независимости и безопасности информационной инфраструктуры России. Как ранее пояснял его автор Антон Горелкин, речь идет в первую очередь о «Яндексе», которому в случае принятия закона необходимо будет изменить структуру собственности.
Аркадий Волож, гендиректор группы компаний «Яндекс», 25 октября 2019 года (цитата Forbes)
Кажется, некоторые наши аргументы услышали. Однако пока невозможно сказать точно, как в конечном итоге будет выглядеть этот закон
Капитал «Яндекса» разделен на акции класса А и класса B. На класс А приходится 88,3% экономического интереса, но лишь 43,1% голосующего. Проблемы у компании могут возникнуть в первую очередь в случае введения ограничений на экономическую долю: как следует из данных «Яндекса», 54,92% голосующей доли принадлежат гендиректору группы компаний Аркадию Воложу и топ-менеджменту, в то время как их экономическая доля всего 14,15%.
В состав комиссии РСПП, предложившей вариант с 49%, входят, например, представители «Ростелекома», «Вымпелкома», «МегаФона», МТС, Tele2, «ЭР-Телекома», РЖД, SAP и др. Крупнейших интернет-компаний, включая «Яндекс», там нет. Но собеседник “Ъ” в одной из них утверждает, что там считают предложения РСПП и правительства позитивными. «Важно, что правительство предлагает контролировать голоса, а не экономическую долю иностранного участия в компании»,— подчеркивает он. В «Яндексе», Mail.ru Group, Сбербанке, МТС, «МегаФоне» отказались комментировать позицию комиссии РСПП.
При этом в МТС, Сбербанке, а также, например, HeadHunter также превышен предлагаемый в законопроекте предел иностранного владения, указывает комиссия РСПП. Больше того, предлагаемые проектом понятия допускают широкую трактовку, с учетом которой в его сферу могут попасть все владельцы сайтов и компьютерных программ, работающих в России, в том числе Google, Facebook, AliExpress, Microsoft, Adobe и другие, отмечается в документе.
«HeadHunter не функционирует ни в одной из сфер, критически важных для экономики РФ, мы считаем любые домыслы о попадании той или иной компании, включая HeadHunter, в перечень объектов регулирования нового законопроекта преждевременными и спекулятивными»,— категоричен представитель сервиса. В других компаниях на запросы “Ъ” не ответили.
Ограничение в 49% лучше, чем в 20%, исключительно по той причине, что под действие закона так попадет меньше компаний, констатирует руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций КПМГ в России и СНГ Еркожа Акылбек. «Но, на мой взгляд, если речь идет о корпоративном контроле, то было бы эффективнее прописать корпоративные договоры, где разграничить права иностранных акционеров вне зависимости от доли владения, чтобы у них оставался экономический интерес, но голосовать и принимать решения они не могли»,— отмечает он. По его мнению, такие меры, скорее всего, не окажут значительного влияния на инвестиционную привлекательность компаний, показывающих хорошую доходность.
С этим согласен аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Он добавляет, что российские технологические компании имеют сложную структуру акций, основное голосующее количество которых, как правило, находится у ранних инвесторов или основателей, а акции, которые торгуются на биржах, не относятся к голосующим, то есть приобретение их иностранными компаниями не несет рисков получения ими контроля.
«Предложение про 49% в текущей ситуации лучше, чем 20%, но, так или иначе, законопроект мешает российским интернет-компаниям искать финансовой поддержки на глобальных рынках»,— скептичен заместитель директора по правовым вопросам ivi Михаил Платов. Лучше, чтобы ограничения касались не прав на уровне владения, а прав на уровне корпоративного управления, рассуждает он, это оставило бы возможность привлекать средства финансовых инвесторов.