Клиентов поманили тарифом
«ВТБ Капитал Инвестиции» снизил комиссионные на месяц
Приход на фондовый рынок частного инвестора заставляет крупных брокеров более пристально следить за конкурентоспособностью своих предложений. Помимо разработки мобильных приложений, расширения списка инструментов в ход идут и проверенные методы привлечения клиентов — снижение брокерской комиссии. Впрочем, как отмечают участники рынка, комиссионные у брокеров отличаются слабо и клиенты обращают больше внимания на сопутствующие услуги.
«ВТБ Капитал Инвестиции» до конца ноября снизил комиссионное вознаграждение на 15% по сделкам с ценными бумагами и иностранной валютой. Об этом компания объявила в понедельник, 11 ноября. Предложение актуально как для новых, так и для действующих клиентов ВТБ. Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов отмечает, что основной тренд на российском фондовом рынке — приход большого количества начинающих инвесторов. «На фоне снижения ставок по депозитам растет интерес населения к инвестиционным продуктам, и мы стараемся его удовлетворить»,— заявил он.
ВТБ в настоящее время входит в тройку крупнейших брокеров Московской биржи по числу зарегистрированных клиентов. Согласно данным торговой площадки, по итогам октября 2019 года у Сбербанка было 1,023 млн клиентов, у Тинькофф-банка — 806 тыс. клиентов, у ВТБ — 570 тыс. клиентов. С начала года в абсолютных цифрах максимальный прирост клиентов наблюдался у Тинькофф-банка — 520 тыс., Сбербанк привлек 479 тыс. человек, ВТБ — 250 тыс. человек. У Сбербанка два тарифа, за совершение сделок на фондовом рынке Московской биржи комиссия в зависимости от объема сделок составляет 0,018–0,3% от оборота за торговый день. Минимальная брокерская комиссия Тинькофф-банка составляет 0,025–0,3% в зависимости от тарифа. По базовым тарифам ВТБ минимальная комиссия составляет 0,015% при дневном обороте более 100 млн руб., в тарифах вне зависимости от оборота комиссия составляет 0,0413–0,05%.
Участники рынка отмечают, что размер комиссионных является хоть и значимым фактором, но не единственным при выборе брокерской компании. Президент «Финама» Владислав Кочетков считает, что комиссия имеет значение для начинающих инвесторов: «У нас порядка 30% новых счетов открываются на тариф FreeTrade, где нет брокерской комиссии за операции на российском фондовом рынке». Однако, по его словам, клиент обязательно сравнивает тарифы, которые наряду с объемом предоставляемых сервисов и отзывами о компании на начальном этапе играют ключевую роль при выборе контрагента. Косвенно это подтверждает и международная практика — например, успех таких проектов, как Robinhood.
Вместе с тем директор по брокерскому бизнесу «БКС Брокер» Олег Чихладзе отмечает, что у всех брокеров на сегодняшний день тарифы приблизительно одинаковые. «Для клиента, который не совершает огромное количество сделок в день, комиссия не является большой статьей расходов»,— говорит он. По его словам, в основном клиенты смотрят на совокупность факторов — надежность брокера, наличие сервисов и продуктов. «В целом для брокеров сама комиссия не является единственным источником доходов, раз-два в месяц каждый из брокеров подобные акции делает»,— говорит он. Директор инвестиционного бизнеса Тинькофф-банка Дмитрий Панченко также не видит эластичности спроса по размеру тарифа: «Клиент ориентируется сразу на несколько параметров — технологичность брокера, удобство и простоту сервиса, разнообразие инструментов, широкую продуктовую линейку, доступную аналитику и прочее».