МСУ отдает предпоследнее
Нижегородская область берет на себя подготовку генпланов развития территорий
Региональное правительство планирует взять на себя функции по подготовке и корректировке генпланов городов и поселений, оставленные органам МСУ после большого передела земельных полномочий в 2017 году. Инициативу губернатора Глеба Никитина власти объяснили волокитой на муниципальном уровне и низким качеством работы с документами в районных администрациях. Это порождает необходимость пересмотра многих градостроительных проектов. Предложение правительства одобрили главы городов и профильный комитет регионального парламента, попросив подготовить подробный отчет об эффективности работы с генпланами и подключения местных властей к градостроительной политике.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин предложил передать с 2020 года на региональный уровень полномочия муниципалитетов по подготовке генпланов городов и сельских поселений. Эта градостроительная компетенция вместе с другими досталась органам МСУ в 2017 году в результате политической войны группы депутатов во главе с тогдашним вице-спикером заксобрания Олегом Сорокиным против предыдущего губернатора Валерия Шанцева, сохранившего за областной властью право утверждения генпланов.
Аргумент о волоките муниципальных чиновников и затягивании процедур согласования проектов остался основным и в настоящее время.
Как заявила директор областного градостроительного департамента Марина Ракова, подготовка документов по генпланам на уровне МСУ заметно пробуксовывает. «Две трети генпланов и правил землепользования и застройки нижегородской агломерации подлежат комплексной корректировке. Качество обоснования проектов существенно страдает, многие генеральные планы не сходятся со схемами территориального планирования»,— сообщила она на заседании комитета регионального парламента по вопросам градостроительной деятельности. Проблема, по ее словам, осложняется несколько завышенными федеральными требованиями о согласовании оцифрованных документов, которые в Нижегородской области в основном представлены в растровом виде (бумажные схемы). Местные администрации не могут увязать вместе несколько муниципальных и частных проектов планировки и зонирования и сократить тем самым сроки утверждения. Наконец, отсутствие должного контроля подготовки генпланов порождает незаконный раздел земельных участков разного назначения и разбирательство с правоохранительными органами, отметила госпожа Ракова. По итогам подобной работы на уровне МСУ пересмотру подлежат многие заявленные проекты, в том числе в области жилищного строительства, подчеркнула она.
Поправки в областной закон «О перераспределении отдельных полномочий…» сохранят за МСУ лишь подготовку генпланов для индивидуального жилищного строительства, личных подсобных хозяйств и садоводческих товариществ. В нагрузку районы обяжут вносить всю документацию в региональную информационную систему градостроительной деятельности. Эти поправки главы МСУ поддержали единогласно, поскольку инициатива разгрузит местные бюджеты от затратной подготовки планировочной документации (эта работа обойдется бюджету Нижегородской области в 26 млн руб. ежегодно). Процедуры публичных слушаний о вносимых в генпланы изменениях останутся прежними и будут подотчетны муниципальным и областным властям. Сначала работы по корректировке генпланов затронут крупные города нижегородской агломерации, а со временем и с ростом доходов регионального бюджета планируется переработать документацию и в остальных муниципальных районах.
Выслушав Марину Ракову, члены комитета стали критиковать эффективность градостроительной политики в Нижегородской области. Депутат Надир Хафизов назвал решение градостроительных вопросов сомнительным на всех уровнях и потребовал публичной оценки эффективности работы. По его словам, претензии правительства к работе органов МСУ выглядят сомнительно, так как в задачи областных чиновников входит помощь и обучение муниципальных работников на местах. Депутат потребовал внедрить критерии оценки работы по формированию генпланов и отчитаться перед депутатами.
«Иначе это так и останется сказкой о неграмотных людях на местах. Три года мы слышим одно и то же! И каждый раз на сложные вопросы получаем ответ: "Мы в начале пути"»,— возмутился депутат.
Его коллега Владимир Сивый добавил, что перераспределение полномочий в 2017 году и потеря органами МСУ контроля над землей свела на нет диалог местных и областных властей. Несмотря на сокращение сроков оформления документов, понимания градостроительного развития муниципалитетов у их руководства нет, полагает господин Сивый. Поэтому полностью исключать участие МСУ в градостроительных вопросах нельзя, подчеркнул депутат Вадим Жук, добавив, что политика развития области должна быть централизованной, но многие муниципалитеты сегодня обижены на областную власть из-за своего неучастия. «Надо построить работу так, чтобы муниципалитеты не оставались в стороне»,— призвал депутат Жук. Марина Ракова заверяла депутатов в том, что ни одно решение о корректировке генпланов не принимается без учета мнения МСУ и «принцип двух ключей» соблюдается в полной мере. В итоге комитет рекомендовал принять поправки, попросив через год отчитаться об эффективности работы с генпланами.