Высокое стекло венецианцев
К 130-летию со дня рождения Эрколе Баровьера
Единственная в мире стекольная фабрика, которая попала в Книгу рекордов Гиннесса как старейшее стекольное производство в мире, отмечает 130 лет со дня рождения своего арт-директора Эрколе Баровьера.
Семейное предприятие впервые упоминается в венецианских хрониках аж в 1295 году. Тогда его владельцем был Джакобелло Баровьер, основатель династии, которая управляет мануфактурой по сей день. Спустя два века, в XV столетии, фабрику прославил знаменитый стеклодув эпохи Ренессанса Анджело Баровьер. Его работы сегодня хранятся в крупнейших музеях мира. В венецианском Музее стекла можно увидеть три общепризнанных шедевра мастера: чашу с птицами, голубой потир и свадебную чашу. Кроме того, Анджело изобрел метод выплавки абсолютно прозрачного, как кристаллы, стекла, vetro cristallino, за что получил патент Венецианской республики. Высоты, которых достиг Анджело в стекольном искусстве, сравнивают с достижениями Микеланджело и Леонардо.
Высокий уровень художественного мастерства фабрика сохраняет семь с лишним столетий. В ХХ веке вехой в истории не только самой фабрики, но и всего декоративного искусства стало творчество Эрколе Баровьера. Он родился в 1889 году в Мурано. В 30, в 1919-м, стал партнером в семейном бизнесе. В 1926 году получил должность арт-директора, а в 1936-м стал единоличным владельцем мануфактуры. В этом же году Эрколе объединяет свою фабрику с другим старинным стекольным производством, известным с XVII века и принадлежавшим семейству Toso. С 1942 года фирма носит нынешнее название — Barovier & Toso. Эрколе Баровьер оставался бессменным арт-директором семейного предприятия вплоть до 1972 года, уйдя на покой в более чем почтенные 85 лет. Вазы Баровьера сегодня продаются за десятки тысяч долларов на аукционах и в антикварных салонах. Их можно видеть в коллекциях Лувра и лондонского Музея Виктории и Альберта.
Эрколе Баровьер был экспериментатором и изобрел множество новых техник декоративной обработки стекла — большинство применяется на фабрике и по сей день. Например, rostrato — вытягивание горячего стекла из раскаленной массы для придания ему характерной заостренной формы,— изобретенная Эрколе в 1940-х годах. В этой технике была выполнена прошлогодняя коллекция Barovier & Toso. Техника декорирования горячим методом без плавки — caldo senza fusione, также изобретенная Эрколе, позволяет украшать стеклянную поверхность аппликациями, пузырьками воздуха, золотыми и серебряными вкраплениями. Создать на поверхности изделия эффект росы позволяла его техника rugiada, когда на еще горячей поверхности вазы размещались кусочки приплавленного стекла. Сегодня этот декор — одна из визитных карточек фабрики. Эрколе придумал, как придавать красный оттенок стеклу без использования золота, и вообще много экспериментировал с цветным стеклом. В 1930-е годы он изобрел технику crepuscolo — между двумя пластами горячего стекла помещались железные нити. В 1960-е усовершенствовал ее, придумав использовать вместо железа слой 24-каратного золота. В результате удавалось создать эффект золотых прожилок и крапинок, складывающихся в неповторимый узор. Этот метод получил название crepuscolo aurato. Именно в этой технике выполнены вазы, выпущенные Barovier & Toso в честь 130-летия со дня рождения Эрколе Баровьера. В юбилейную коллекцию вошли три вазы разных оттенков зеленого, каждая выпущена ограниченным тиражом в 16 экземпляров. И каждая — результат кропотливой работы мастеров фабрики: процесс состоял из 13 сложных этапов, начиная с производства заготовки из аквамаринового и белого стекла и заканчивая выдувкой окончательной формы.
Сегодня производственный процесс на мануфактуре мало чем отличается от того, что можно было наблюдать века назад. В цехе, в жаре — стекло плавят при температуре 1400 градусов Цельсия и выше — работает несколько бригад, во главе каждой стоит «маэстро» — мастер по художественной выдувке стекла. У маэстро четыре помощника, за каждым закреплены строго определенные действия: кто-то подготавливает стекло, другие поддувают, третьи охлаждают инструменты после соприкосновения с раскаленной массой. Все действо напоминает магический ритуал. У каждой бригады своя символика: бокалы, которые мастера сделали по собственным эскизам, чтобы освежаться водой во время работы.
Впрочем, прежде всего Barovier & Toso славится не бокалами и вазами, а своими светильниками. Компания знаменита роскошными люстрами с множеством подвесок и завитков. Иконой стиля стала люстра Taif, изготовленная в 1980 году для дворца саудовского короля в Таифе. Позже для сеульского отеля Hyatt был создан черный вариант модели. Сегодня помимо классических люстр в дворцовом стиле Barovier & Toso выпускает и современные модели, сотрудничая с такими дизайнерами, как Паола Навоне, Алессандро Пива, Марсель Вандерс, Маттео Тун, Франко Раджи. Светильники легендарной венецианской мануфактуры украшают интерьеры шоу-румов Dolce & Gabbana, Cartier, Louis Vuitton. Их можно увидеть в отелях Hyatt, Marriott, Four Seasons. В коллекцию-2019 вошла серия Adonis, созданная Марселем Вандерсом по мотивам традиционного голландского искусства: Вандерс предлагает украшенные тюльпанами и цветными бабочками роскошные люстры-скульптуры. В этом юбилейном для компании году в коллекцию вошли модульные светильники в современном стиле: Hermitage, навеянный пасторальными мотивами, Tuileries и шестигранный Marrakech, оба выполненные в технике rugiada и благодаря модульному принципу позволяющие составлять целые светящиеся стены.
Еще одна премьера юбилейного года — флагманский шоу-рум Palazzo Barovier & Toso на муранском канале Рио-деи-Ветраи, ровно напротив фабрики с интерьером от студии Calvi Brambilla. Архитекторы Паоло Брамбилла и Фабио Кальви попытались связать прошлое бренда и настоящее, построив зрелищную инсталляцию на площадке 900 кв. м. «Многоярусные каскады люстр выглядят впечатляюще на лаконичном фоне,— комментирует Паоло.— Помимо магазина и выставочного зала у нас есть и кафе. Его интерьер выдержан в нежно-розовой гамме, тут демонстрируется, как рожковые светильники старинной фабрики могут вписаться в современный контекст».