Кино за рубль и дороже

Сколько стоит качественное видео

Больше четверти россиян уже платят за фильмы и сериалы в интернете. Росту платной аудитории способствует борьба игроков рынка с пиратством и снижение цен. «Деньги» разобрались в разнице между подписками на легальные сервисы и узнали, за какой контент чаще всего готовы платить.

Фото: Westend61 RF / DIOMEDIA

Приценитесь к кинотеатрам

Глава Пиратской партии России Антон Ершов признался «Деньгам», что пользуется платной подпиской на видеосервисы. Причиной роста их аудитории он считает повышение доступности легального кино: даже последний сезон «Игры престолов» можно было легально смотреть «по цене проезда в метро».

Платить за подписку в онлайн-кинотеатрах можно разными способами. Можно — сразу за весь контент. Такая услуга действует, например, в ivi — 399 руб. в месяц, у tvzavr — 349 руб. у YouTube Premium — 199 руб., у недавно запущенного Apple TV — также 199 руб. в месяц. Есть возможность выбрать срок и заплатить чуть меньше за более длительные периоды, «Амедиатека», например, стоит 599 руб. в месяц, за три — 1499 руб., за полгода — 2699 руб. и за год — 4999 руб. Есть подписки на различные программы в зависимости от видов контента и сроков. В Okko, например, самая дорогая подписка «Сериалы Амедиатека» стоит 599 руб., самая дешевая «Авторское кино» — 99 руб. В Megogo цены в зависимости от доступа к контенту разнятся от 197 руб. в месяц за «Легкую подписку» до 597 руб. в месяц за «Премиальную».

Кто платит

Смотреть

Можно воспользоваться бандлированными подписками — когда сервисы объединяются, например «Кинопоиск + Амедиатека». Еще подписки на онлайн-кинотеатры крупные компании объединяют с подпиской на другие сервисы, например «Яндекс.Плюс» предлагает воспользоваться «Кинопоиском» и «Яндекс.Музыкой». Видеосервисы иногда заключают партнерские соглашения с компаниями из других сфер и договариваются о совместных акциях — например, новые абоненты «Тинькофф Мобайл» могут бесплатно смотреть фильмы и сериалы в онлайн-кинотеатре Okko в течение одного года. Много акций по просмотру кино перед покупкой подписки — tvzavr, например, предлагает купить первый период на 14 дней за 1 рубль.

Онлайн-кинотеатры дают возможность купить или арендовать отдельные видео. В Okko, например, покупка фильма обойдется в 399 руб. в full HD и в 349 руб. в SD, а прокат на 48 часов — в 149 руб. и 99 руб. соответственно. В сервисах, как правило, есть фильмы, которые нужно покупать отдельно, даже если уже есть подписка на сервис в целом. Как правило, это киноновинки. В Megogo, например, среди таких фильмов были российские «Гоголь-Вий», «Братство», «Сердце мира», «Гости».

В онлайн-кинотеатрах, что совмещают рекламную модель и подписку, можно посмотреть часть контента и бесплатно. Но будьте готовы, что просмотр будет прерываться рекламой.

Загляните в библиотеку

Помимо разницы в ценах у крупнейших онлайн-кинотеатров разные подходы к формированию библиотеки контента. Есть сервисы, которые делают акцент на сериалах, и в них, например, полностью отсутствуют фильмы и анимация для детей, другие игроки делают ставку на премьеры полнометражных фильмов — вариантов сформировалось довольно много.

Представитель «Амедиатеки» называет нишу сервиса «нишей премиального сериального продукта». Компания заключила эксклюзивные соглашения с HBO, Showtime, Sky и Starz, по которым «Амедиатека» является приоритетным партнером в России и СНГ. Так, в сервисе можно увидеть премьеры и архивные продукты этих студий. Нишу российского производства «Амедиатека» изучает, но «подходит к процессу избирательно», говорит представитель сервиса. Детского контента в сервисе нет.

В ivi считают своими конкурентными преимуществами наличие соглашений с шестью основными голливудскими мейджорами, среди которых Universal Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox, Columbia Pictures. Также в компании говорят, что владеют библиотекой контента в размере 80 тыс. единиц.

В Okko собрано порядка 43 тыс. видео, этот онлайн-кинотеатр не работает по рекламной модели, то есть смотреть фильмы можно только по подписке без рекламы. Видео на сервисе доступно в HDR, 3D и в качестве Ultra HD 4K, также в Okko впервые среди российских видеосервисов появилась возможность смотреть кино со звуком Dolby Atmos и Dolby Digital Plus.

Доли онлайн-кинотеатров по итогам первого полугодия 2019 года (%)

Видеосервис Доля рынка
ivi 26,4
Okko 14,2
YouTube 12,3
Megogo 7
Ростелеком 6,7
«Амедиатека» 5,7
Itunes 4,8
Rutube 4,4
MegaFon TV 4,1
Premier 3,8
Tvzavr 3,3
«СТС Медиа» 2,9
Tvigle 1,4
МТС ТВ 1,1
Google Play 1,1
Остальные 0,8

Источник: TelecomDaily.


В Megogo говорят о 90 тыс. единиц контента в библиотеке. Главным преимуществом сервис называет наличие доступа к 250 каналам: универсальная подписка на TV-сервис и VOD-каталог включает в себя более 220 развлекательных и новостных телеканалов и более 30 интерактивных каналов собственного производства, также на видеосервисе доступен бесплатный просмотр федеральных телеканалов, говорят в компании.

Tvzavr заявляет о 50 тыс. единиц контента. Онлайн-сервис планирует делать ставку в том числе на авторское кино.

В основную подписку «КиноПоиск HD» входит больше 6 тыс. фильмов и сериалов, указали в сервисе. Помимо базового каталога в подписку входят фильмы и сериалы вселенных Marvel и DC, анимация Adult Swim, каталог сериалов и фильмов Vip Play, также с начала 2019 года «КиноПоиск» начал покупать права на показ более эксклюзивных премьер в разных жанрах, к примеру анимация для взрослых («Крайний космос», «Рик и Морти») и авторское российское кино («Дылда» Кантемира Балагова и «Сторож» Юрия Быкова).

Что другие смотрят

Самый явный тренд, который отмечают во всех онлайн-кинотеатрах,— увлечение аудитории сериалами, причем россияне все чаще предпочитают иностранные. Например, число просмотров иностранных сериалов в онлайн-кинотеатре Okko в первом полугодии 2019 года выросло на 190% к аналогичному периоду 2018 года, до 19,8 млн — почти половину роста обеспечил выход финального сезона «Игры престолов» HBO (права на него в России принадлежат партнеру Okko «Амедиатеке»), в топ-3 иностранных сериалов также вошли «Чернобыль» HBO и «Слуга народа» украинского «Квартала 95».

«Сериальный контент — драйвер роста мобильной аудитории, так, рост интереса к сериалам на mobile вырос на 22% в первом полугодии 2019 года по сравнению с первым полугодием 2018 года»,— подтверждает директор по стратегической аналитике ivi Иван Гринин.

В tvzavr отмечают рост спроса на фильмы и мультфильмы отечественного производства, в частности советские. «Самая популярная платформа по модели EST — Smart TV: на нее приходится более 80% всех покупок. Если говорить о SVOD и AVOD, то по этим моделям фильмы чаще смотрят на Web. По сравнению с прошлым годом востребованность подписной модели среди пользователей tvzavr выросла в два раза»,— отмечают в компании.

Все хотят быть Netflix

В погоне за эксклюзивами в библиотеках контента российские онлайн-кинотеатры пришли к идее, что нужно начинать делать его самим,— производством фильмов и сериалов уже занялись почти все крупные участники рынка. «Яндекс.Студия» в 2018 году выступила сопродюсером нескольких картин. О готовности потратить до 1 млрд руб. на производство заявлял онлайн-кинотеатр ivi. Okko (входит в Rambler Group) заключил контракт на производство пакета сериалов. Онлайн-кинотеатр Megogo в сентябре открыл студию для производства видеоконтента.

Кто показывает

Смотреть

«Сейчас начинается период, когда все будут конкурировать за счет своего эксклюзивного контента. Во-первых, локального зрителя, конечно, проще завоевать понятными и близкими ему историями, во-вторых, такой контент легче защитить в рамках российского законодательства, а в-третьих, это происходит по всему миру — это главный тренд мирового рынка»,— комментирует управляющий директор «Амедиатеки» Елена Кирюшина. «Все начинают производить свой контент, бьются за таланты: шоураннеров, режиссеров, актеров. Эксклюзивный контент — король, это одно из основных преимуществ на рынке»,— добавила она.

В 2019 году Okko выступил в качестве продюсера в пяти сериалах и десяти веб-сериалах, уточнил представитель онлайн-кинотеатра. «Самое главное для зрителя — это быстро найти и посмотреть интересный оригинальный контент. Именно поэтому все онлайн-кинотеатры инвестируют или будут инвестировать в собственные проекты»,— уверен он.

По мнению экспертов, у новых кинопроизводителей есть большая опасность столкнуться с мировыми конкурентами, если те придут на российский рынок. В недавнем отчете компании Ampere Analysis аналитики прогнозировали, что на российский рынок может выйти Netflix, который до этого не производил русскоязычные сериалы, хотя регулярно покупает сериалы российских студий, которые показывает с субтитрами. Впрочем, зрители от подобной конкуренции, возможно, только выиграют.

Валерия Лебедева

Вся лента