Сегодня, 29 ноября, исполнилось бы 87 лет бывшему совладельцу ВСМПО-Ависмы (Верхняя Салда) Владиславу Тетюхину. В Свердловской области и по всей стране его знали и помнят не только как бизнесмена, но и великого мецената и филантропа. Он не тратил миллиарды на свою жизнь, он отдал свое состояние людям, построив уникальный Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр в Нижнем Тагиле. После продолжительной болезни он скончался в апреле этого года. Последние несколько месяцев своей жизни он отдал борьбе за медучреждение, которое оказалось на грани закрытия.
Владислав Тетюхин (справа) родился в Москве, но еще в молодости попал на Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод на должность мастера. К 40 годам он стал автором более сотни изобретений — в основном титановых сплавов, которые стали востребованы на мировых рынках. В 1993 году Владислав Тетюхин и его бизнес-партнер Вячеслав Брешт (слева) впервые поехали в США. И спустя несколько лет с трудом, но все же получили первый контракт с Boeing.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Благодаря ему ВСМПО-Ависма и Boeing подписали соглашение о создании совместного предприятия по обработке штампованных изделий из титана для самолетов. На фото: Владислав Тетюхин (справа) с Майклом Кэйвом, который тогда от Boeing подписывал соглашение.
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко
К середине 2000-х корпорация «ВСМПО-Ависма» обеспечивала до 30–40% потребностей Boeing и до 50–60% Airbus.
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко
В 2006 году контрольный пакет «ВСМПО-Ависмы» приобрела госкорпорация «Ростех». Говорили, что это было сделано под давлением.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Но Владислав Тетюхин, которому тогда уже было за 70, не ушел на пенсию. Он перенес операцию на колене, которую провели в одной из немецких клиник. Там предприниматель загорелся идеей открыть в России аналогичный медицинский и реабилитационный центр.
Фото: Коммерсантъ / Сергей Быховец
Тетюхин хорошо знал, что титан — идеальный материал для существования в пределах человеческого организма. Искусственные суставы для операций можно было делать в Верхней Салде. А место для будущей клиники нашлось неподалеку — в Нижнем Тагиле.
Фото: Коммерсантъ / Константин Мельницкий
Вячеслав Тетюхин вырученные от продажи ВСМПО-Ависмы средства — свыше 3,3 млрд руб. — направил на строительство Уральского клинического центра в Нижнем Тагиле. Больница была запущена в эксплуатацию в 2014 году.
Фото: Коммерсантъ / Константин Мельницкий
После запуска клиники за пару лет в Свердловской области исчезла очередь на эндопротезирование коленного и тазобедренного суставов. Но в 2017 году госпиталь столкнулся с проблемами. Тогда Владислав Тетюхин говорил, что центр не может получить федеральные квоты на высокотехнологичные операции суставов, поскольку они не предоставляются частным клиникам. Затем медучреждению запретили делать операции на позвоночнике, в 2018 году отказали в оплате лечения 360 пациентов, а в 2019 году якобы уменьшили объемы госпитализации — с 4,5 тыс. до 3,5 тыс.
Фото: Коммерсантъ / Владислав Лоншаков
Тетюхин очень много говорил о проблемах клиники и переживал о ее будущем. Он покинул пост гендиректора медучреждения в начале апреля. 11 апреля сообщили о его смерти.
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Прощание с Владиславом Тетюхиным прошло в Верхней Салде.
Фото: Корпорация "ВСМПО-Ависма"
Его смерть стала ударом не только для его родных и близких, проститься с ним пришли тысячи человек. Люди, которые не были знакомы с ним лично, выстраивались в очередь в ДК в центре Верхней Салды
Фото: Корпорация "ВСМПО-Ависма"
Свердловские власти обещали поддержать и сохранить клинику Владислава Тетюхина.
Фото: Коммерсантъ / Сергей Быховец
Каким был Владислав Валентинович — в фотогалерее “Ъ-Урал”.