Расписание недели
13–19 декабря
спектакль
Женщина-змея
Театр на Малой Бронной (сцена на Яузе) 13, 14, 15 декабря, 19.00
Малая Бронная переезжает, но не останавливается. Реконструкция плюс много премьер — формула первого сезона под руководством Константина Богомолова. Стремление как можно быстрее обновить афишу понятно — и хорошо, что это означает увеличение разнообразия режиссерских имен. Олег Долин во всех своих постановках до сих пор сохранял своего рода художественную последовательность: его интересует стилизация в духе итальянской комедии дель арте и — шире — театра масок. Выбор пьесы Гоцци позволяет предположить, что и в данном случае мы встретимся со спектаклем игровым, очень темпераментным, динамичным и нарядным.
фестиваль
NOW / Film Edition
Пространство «InLiberty Рассвет» 14–15 декабря
Человекообразные роботы, информационная безопасность, цифровое мошенничество и цифровое бессмертие, секс-работа и наркоторговля, философия животных, колониальное и постколониальное, локальное и глобальное. Девять фильмов о современности, снятых в разных уголках мира режиссерами, которые завтра будут задавать тон на фестивалях класса А, а пока известны только узкому кругу синефилов. Фестиваль «NOW / Film Edition», придуманный кинокритиком и куратором Михаилом Ратгаузом,— лучшее из возможных послесловий к уходящему киногоду.
фильм
Унесенные ветром
Кинотеатр «Каро 11 Октябрь» 15 декабря, 15.00
Ровно 80 лет назад, 15 декабря 1939 года, в Атланте состоялась премьера экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», самого дорогого на тот момент фильма в истории кино. У него было 13 сценаристов, в том числе не упомянутый в титрах Скотт Фицджеральд, и несколько режиссеров помимо Виктора Флеминга (одну из не вошедших в картину сцен снимал Альфред Хичкок). Главный двигатель проекта — продюсер Дэвид Селзник, который вынашивал его несколько лет и потратил гигантские деньги на его осуществление (даже заплатил $5000 штрафа за нецензурную речь, звучащую с экрана). Двухсерийный фильм, который длится почти четыре часа, получил восемь премий «Оскар» и стал эталонной классикой голливудского кино.
балет
Christmas Ballet Gala
Кремлевский дворец 17 декабря, 19.00
Ничего рождественского, кроме па-де-де из «Щелкунчика», на этом гала не будет. Концерт посвящен Екатерине Максимовой, к его подготовке причастен Владимир Васильев, что гарантирует показ балетных фрагментов, поставленных им для любимой жены и партнерши. Радикализма и авангардистов можно не опасаться. Обширная программа в двух отделениях обещает классические па-де-де, номера умеренно современных хореографов вроде Начо Дуато, Мауро Бигонцетти, Дэвида Доусона и выступление проверенных временем мировых звезд: Роберто Болле, Люсии Лакарры, Полины Семионовой. Большой театр будет представлен Екатериной Крысановой, Евгенией Образцовой, Кристиной Кретовой, Владиславом Лантратовым, Денисом Родькиным, Игорем Цвирко и Артемием Беляковым. Своих прим и премьеров пришлют Музтеатр Станиславского и петербургский Михайловский.
фильм
Отверженные
с 19 декабря
Фильм французского малийца Ладжа Ли, получивший приз жюри в Канне. «Отверженные» — мозаика жизни парижского пригорода, в которой режиссер изучает природу массовых беспорядков, оставаясь на стороне угнетенных.
Подробнее — Ксения Рождественская
фильм
Солярис
с 19 декабря
Новогодний фильм нормального человека по версии журнала «Искусство кино»: экранизация романа Станислава Лема и самый кассовый фильм Андрея Тарковского. Идея картины пришла Тарковскому после просмотра «Космической одиссеи» Кубрика. Работа над фильмом заняла пять лет — после того как «Андрея Рублева» положили на полку, Тарковскому пришлось долго доказывать чиновникам, что он может снять зрительское кино. Но главным препятствием стал писатель Станислав Лем, который шесть недель ругался с режиссером в Москве о том, как нужно ставить «Солярис», и в итоге «обозвал его дураком и уехал домой». Фильм вышел в 1972 году, получив в Канне гран-при, а в советском прокате — высшую категорию.
фильм
Луна для моего отца
Лекторий МСИ «Гараж» 19 декабря, 20.00
Победитель престижного фестиваля «CPH:DOX» «Луна для моего отца» — эпистолярный видеороман иранского режиссера Мании Акбари и британского скульптора Дугласа Уайта. В кадре — Уайт и Акбари, находящиеся на разных концах планеты и ведущие разговор об искусстве и войне, семье и человеке, памяти и теле. У Акбари удалены молочные железы, ей предстоят еще операции, и рутинные медицинские процедуры, которые она снимает, монтируются с работами скульптора, а те — с архивными кадрами ирано-иракской войны.
фильм
Реальная любовь в Нью-Йорке
с 19 декабря
Мелодрама датчанки Лоне Шерфиг («Итальянский для начинающих»), которая в этом году открывала Берлинский кинофестиваль, в оригинале называется «Доброта незнакомцев» и рассказывает о судьбоносных встречах иностранцев в русском ресторане в Нью-Йорке. Заведением владеет потомок русских эмигрантов Тим в исполнении Билла Ная (чья фильмография, видимо, и подала прокатчикам светлую идею для смены названия). Главные герои — освободившийся зек (Тахар Рахим), одинокая медсестра (Андреа Райсборо), горе-адвокат (Лэндри Джонс) и жена полицейского (Зои Казан) — едят икру, жалуются на жизнь и встречают друга. В качестве бонуса — оркестр, исполняющий песню про Волгоград на мотив «The House Of The Rising Sun».
фильм
Звездные войны: Скайуокер. Восход
с 19 декабря
Девятый эпизод эпопеи «Звездные войны», завершающий «трилогию сиквелов» — и, кажется, действительно последний эпизод саги Скайуокеров, растянувшейся на 40 лет. Режиссером финала стал Джей Джей Абрамс, постановщик седьмого эпизода. Постоянно расширяющаяся вселенная «Звездных войн», недавно приросшая спин-офф-сериалом «Мандалорец», на время уходит с большого экрана — во всяком случае, в ближайшие пару лет выход первой части анонсированной в прошлом году и четвертой по счету трилогии «Звездных войн», постановщиком которой должен был стать Райан Джонсон, в планах не стоит. Эпоха ностальгии по 1980-м заканчивается: боги и герои «Нового Голливуда» прощаются с очередным поколением зрителей.
фильм
С широко закрытыми глазами
с 19 декабря
Последний и самый кассовый фильм Стэнли Кубрика, история любви и ревности супругов Билла и Элис Харфорд в исполнении тогда еще супругов Тома Круза и Николь Кидман, снимавшийся 46 недель, обросший легендами, слухами и мифами — не в последнюю очередь из-за того, что режиссер скончался от сердечного приступа через четыре дня после того, как закончил монтаж. Повторный прокат фильма приурочен к его 20-летию, в России сеансы будут предваряться восьмиминутным документальным фильмом «Не просто сон: Стэнли Кубрик с широко закрытыми глазами», в котором близкие режиссера рассказывают о его работе над картиной.
фильм
Холстон
с 19 декабря
Документальный байопик пионера американской моды, «американского Ива Сен-Лорана», героя эпохи «Студии 54» Роя Холстона, снятый Фредериком Ченгом («Лоран и я»), премьера которого состоялась на «Сандэнсе». История стремительного взлета и падения мальчика из Айовы, чья звездная карьера началась с того, как его шляпу в 1961 году надела Жаклин Кеннеди на инаугурацию мужа. «Его одежда танцевала на вас»,— говорит в фильме Ченга Лайза Миннелли, подруга дизайнера, которая одевается в Halston на протяжении всей жизни и, конечно, в его платье получала «Оскар» за «Кабаре». Как ни удивительно, «Холстон» — первый большой фильм о Холстоне, два часа уникальных документальных материалов и никогда ранее не публиковавшихся архивных интервью, которые возвращают имя великого дизайнера в историю.
спектакль
Йокнапатофа
Театр им. Вл. Маяковского 19, 20 декабря, 19.00
Роман Фолкнера «Когда я умирала» худрук Маяковки Миндаугас Карбаускис уже инсценировал 15 лет назад — спектакль, поставленный в Театре Олега Табакова совсем молодым тогда выпускником Мастерской Петра Фоменко, получил две «Золотые маски», «Хрустальную Турандот» и стал одним из главных событий сезона 2003/2004. Новая версия наверняка предложит богатый материал для сравнений — но в любом случае «медленная» проза Фолкнера в нынешний эпический стиль инсценировок Карбаускиса вписывается совершенно естественно.
выставка
Полихрония. Практики исследования темпоральных режимов современности. Часть I
Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке до 19 января
Куратор Юлия Аксенова своим многосерийным проектом «Полихрония» бросает перчатку Виктору Мизиано и его сериалу «Удел человеческий»: цикл выставок, лекций, дискуссий и кинопоказов в Образовательном центре ММОМА будет посвящен осмыслению времени и современности. Первая выставка подвергает сомнению представление о линейности времени. Среди сомневающихся — Кёкен Эргун, Александра Навратил, Алексис Дистоп, Фемке Херрегавен, Лиам Янг и SCI-Arc masters 18/19 Showreel, «Агентство сингулярных исследований» (Станислав Шурипа и Анна Титова), Дима Филиппов, Stain (Александра Гаврилова и Сергей Титов).
выставка
Дина Хайченко. Сказочная выставка
Галерея «Роза Азора» до 19 января
На выставки петербургской художницы Дины Хайченко надо ходить с детьми — правда, тут есть одна опасность: дети обязательно захотят чем-то, а лучше всем сразу, завладеть. Принцессы, дамы, кавалеры, ангелы, звери, цветы, беседки, дворцы из прозрачного и светящегося изнутри папье-маше — не то скульптуры, не то персонажи и декорации для театра кукол, не то елочные игрушки. Проще говоря, настоящий сказочный бал, на который очень вредно не ехать, когда ты этого заслуживаешь.
выставка
Гео-метрия в культуре XX–XXI веков. К столетию Баухауса. Часть II
Государственный центр современного искусства до 26 января
Вторая часть проекта кураторов Виталия Пацюкова и Жужи Дардаи, воспевающих геометрическую константу в абстракции прошлого и нынешнего веков, посвящена советскому неофициальному и постсоветскому официальному искусству. Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав и Анна Колейчук, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Игорь Шелковский, Владимир Янкилевский, Илья Кабаков, Дмитрий Пригов, Александр Юликов,Владимир Андреенков, Андрей Красулин, Александр Панкин, Сергей Катран, Иван Горшков, Алла Урбан, Алексей Гончаренко, Владимир Наседкин, Арсений Жиляев — о любви к геометрии.
выставка
Кристаллография Малевича и Леонидова
Галерея «На Шаболовке» до 9 февраля
Выставка куратора Александры Селивановой — про то, что художники и архитекторы авангарда любили научные лекции и ученые книжки с красивыми картинками: филогенез растений и животных в литографиях Геккеля, кристаллические решетки на снимках Брэггов, снежинки на фотографиях Уилсона Бентли и прочие захватывающие художественное воображение образы науки. Сайенс-арт эпохи конструктивизма: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Карл Иогансон, Наум Габо, Яков Чернихов, Иван Леонидов и другие герои всматриваются в структуру кристалла и клетки.
выставка
Мир театра
Галерея «Беляево» до 12 января
Галерея «Беляево» празднует год театра проектом куратора Виталия Пацюкова, взявшегося доказать, что весь мир сегодняшнего искусства — театр, где объект и инсталляция норовят стать актерами в спектакле под названием «выставка». Действующие лица и исполнители: студенты театральной лаборатории Дмитрия Крымова, Детская художественная галерея «Изопарк», Алексей Гончаренко, Вячеслав и Анна Колейчук.
выставка
Егор Федоричев. Неизбежный джаст ду ит
Галерея JART до 19 января
Галерея JART, объявив о старте программы арт-резиденции для молодых российских художников, выставляет своего первого резидента. Это Егор Федоричев, родивший в Омске и учившийся в Москве много где — в Школе-студии МХАТ, ГИТИСе, ИПСИ и Школе Родченко, работавший художником в Мастерской Брусникина и музыкантом в спектакле Юрия Квятковского «Копы в огне». «Неизбежный джаст ду ит» — протестно-бунтарский коллаж из живописи на холсте, обрывков рекламных баннеров и поэзии в диапазоне от Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама до Мирослава Немирова, Егора Летова, Олега Судакова и омского музыкального «тетрис-панк»-коллектива «Шумные и угрожающие выходки». В названии проекта — цитата из песни омского музыканта Михаила Колесника «И пусть северный ветер дует, мы делаем свой неизбежный джаст ду ит».