Вчера — вкладчик, сегодня — инвестор
Снижение ставок по вкладам вынуждает банки все более активно предлагать клиентам комиссионные продукты. О растущей популярности инвестиций у банковских клиентов, продуктах, доступных в «Открытие Инвестиции», планах развития рассказывает директор департамента инвестиционного бизнеса банка «Открытие» Константин Церазов.
— Какие факторы, на ваш взгляд, позволили российскому фондовому рынку в 2019 году оказаться в мировых лидерах по доходности?
— Ключевая причина — смягчение санкционной риторики, которая давила на рублевые активы все последние годы. В 2019 году внимание инвестиционного сообщества в большей степени обращено к торговой войне между США и Китаем. Поскольку Россия находится вне торгового противостояния двух сверхдержав, а также с учетом недооцененности рублевых активов, мы увидели приток иностранных инвестиций. Немаловажным фактором роста для российского фондового рынка стало смягчение монетарной политики в США и ЕС, которое способствовало притоку капитала на развивающиеся рынки. Наш рынок относительно небольшой и не может похвастаться высокой ликвидностью, поэтому приток даже небольшого по международным меркам объема инвестиций ведет к сильным движениям индексов.
— Продолжится ли рост фондового рынка в 2020 году?
— Надеюсь, основные тенденции 2019 года сохранятся. Наш рынок с фундаментальной точки зрения еще не отыграл весь потенциал роста. У нас по-прежнему достаточно много компаний, которые недооценены по мультипликатору. Добавляет им привлекательности высокая дивидендная доходность, которая существенно превосходит показатели компаний с рынков не только развитых, но и развивающихся стран. Поэтому, если даже в следующем году начнется уход с emerging markets, инвесторы могут часть средств переложить в России, и это будет правильным инвестиционным решением.
— Ждать ли дальнейшего снижения доходности банковских вкладов? Сохранится ли приток частных инвесторов на российский фондовый рынок?
— Сомневаюсь, что доходность по вкладам сильно снизится. Ставки и так уже находятся на довольно низких уровнях. Но для дальнейшего притока инвестиций этого может и не потребоваться, так как банки, по моим ощущениям, готовы отказаться от дальнейшего роста депозитного портфеля и перенаправлять частных клиентов в инвестиционные продукты, доходность по которым заметно выше депозитной. К этому их подталкивает потребность в дополнительных комиссионных доходах за счет продуктов фондового рынка. Поэтому клиенты все больше будут смотреть в сторону фондового рынка.
— Какое влияние на наш фондовый рынок оказывают физлица?
— В последние годы роль частных инвесторов выросла, но не является доминирующей. По-прежнему динамика фондового рынка определяется действиями институциональных инвесторов: российских и иностранных.
— Какие инвестиционные продукты доступны клиентам финансовой группы «Открытие»?
— Используя ресурсы группы «Открытие», мы предлагаем клиентам большой выбор инвестиционных решений. Наша задача — дать наиболее простое погружение в фондовый рынок через продукты «Открытие Брокер», УК «Открытие» либо СК «Росгосстрах Жизнь». Дальше клиент сам выбирает, какой продукт ему комфортнее. Если он хочет активно участвовать в движении активов, ему лучше подойдет брокерский счет, с аналитикой, инвестиционной поддержкой, консультированием либо без дополнительных опций. Для пассивного инвестирования мы предлагаем паи ПИФов, доверительное управление, структурные продукты. Как правило, новые клиенты — это бывшие вкладчики. Поэтому чаще всего они покупают структурные продукты или паи фондов. После первого опыта инвестирования они открывают брокерские счета и начинают активно управлять своими деньгами.
— В 2018 году вы объявили о создании фабрики инвестиционных продуктов «Открытие Инвестиции». Как развивается этот проект?
— В 2019 году мы окончательно идентифицировали себя как продуктовую фабрику, которая работает через банковские каналы. После этого мы создали полную палитру продуктового предложения, запустили единую страницу проекта «Открытие Инвестиции» на сайте банка. Последние значимые изменения произошли в ноябре: мы сформировали единую фабрику структурных продуктов для всей группы. Теперь, приходит ли клиент в банк, к брокеру, в управляющую компанию, он везде может получить полный спектр наших услуг. Следующим шагом станет создание хаба «Открытие Research», единой аналитической поддержки клиентов группы. До конца года мы завершим его формирование.
— Какие ключевые показатели демонстрируют компании блока «Открытие Инвестиции» — УК «Открытие» и «Открытие Брокер»?
— Управляющая компания показывает положительную динамику по всем основным показателям бизнеса. Количество частных инвесторов, доверяющих нам управление своими активами, на конец октября увеличилось на 67% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года и превысило 77 тыс. В сентябре и октябре зафиксированы рекордные притоки средств клиентов через розничный канал банка «Открытие» — свыше 6,5 млрд руб. было инвестировано в ОПИФы и стратегии доверительного управления, которые предлагает УК. Уверенно растет и наш брокерский бизнес. На конец октября количество клиентов «Открытие Брокер» превысило 230 тыс. человек, что на 60% выше значений конца 2018 года. Число активных клиентов увеличилось на 35% — до 25,5 тыс. Объем активов клиентов составил 200 млрд руб.— рост на 61% по сравнению с 2018 годом. Важный показатель в брокерском бизнесе — прирост среднего счета клиента, поскольку в целом на рынке растет количество клиентов с небольшими счетами. Прирост среднего счета с конца прошлого года составил у нас 1,23%.
— Как вы будете развивать проект «Открытие Инвестиции» в 2020 году?
— Основной потенциал мы видим в синергетическом эффекте от работы банка «Открытие», УК «Открытие», «Открытие Брокер», которые совместно разрабатывают инвестиционные продукты и стратегии для клиентов группы и действуют как инвестиционный хаб, а также в увеличении коэффициента проникновения инвестиционных продуктов в базу банка. Рассчитываем на существенное развитие диджитал-канала.
— Развитие какой части бизнеса будет для вас приоритетным в 2020 году?
— «Открытие Брокер» всегда был ориентирован на профессиональных трейдеров. Мы продолжим развивать это направление, но не как приоритетное. Наш фокус сместится на массового инвестора, то есть на вчерашнего вкладчика. Брокер будет превращаться в продукт для банковского клиента. Изменения произойдут и с управляющей компанией. Долгое время она обслуживала физлиц, клиентов банка с точки зрения инфраструктуры, а также управляла деньгами «Росвоенипотеки». В ноябре к нам присоединился Константин Федулинский из Россельхозбанка, который будет писать новую стратегию УК. Ее основная идея — оставить все лучшее, что есть в компании, развивать открытые и интервальные фонды. Мы хотим активнее продвигать закрытые фонды для квалифицированных инвесторов, заниматься структурированием активов для состоятельных клиентов, в том числе клиентов «Открытие Private Banking». Безусловно, будем развивать направления по работе с корпоративными и институциональными клиентами.
— Когда будет готова стратегия развития УК?
— Согласовать ее должны до конца первого квартала 2020 года.
— Поделитесь прогнозами финансовых результатов бизнеса на следующий год.
— Как и прежде, доминирующий вклад в бизнес будет вносить «Открытие Брокер». Наш план по доходам от брокерской компании — 6,6 млрд руб., по управляющей компании — порядка 700 млн руб. Но после того как мы согласуем новую стратегию развития УК, прогнозы будут пересмотрены.
— Сколько новых клиентов хотите привлечь?
— В 2020 году мы надеемся на амбициозный прирост — хотим привлечь 150 тыс. клиентов в ИИС и 400 тыс. обычных брокерских счетов. По более реалистичному сценарию удвоим показатели и доведем количество брокерских счетов до 500 тыс. Таких темпов можно добиться спокойно, поскольку сам рынок растет сопоставимыми темпами.
— Какие продукты будете предлагать массовому клиенту?
— Либо структурные ноты, либо инвестиции в паи ПИФов, где минимальная сумма инвестирования начинается от 1 тыс. руб., а клиент сам вправе выбирать размер рисковой части своих вложений и сроки. Нота может быть биржевая, внебиржевая, но простая, понятная, с защитой капитала. В розничном сегменте нельзя продавать продукты с неполной защитой капитала: для людей это первый опыт инвестирования, который не должен стать плачевным. Для более продвинутых клиентов, которые еще не стали квалифицированными инвесторами, предложение может быть более широким и интересным по наполнению.
— Конкурируют ли ваши продукты с предложениями страховой компании?
— По срокам они разделяются автоматически. Например, когда клиент хочет купить риск от одного до трех лет, то покупает структурный продукт или пай. Если более долгосрочный продукт — то, как правило, он ориентируется на ИСЖ или НСЖ.