Золотое окно возможностей
Почему в отрасли снова заговорили о консолидации
В канун нового года золотодобывающая отрасль России благодаря высоким ценам на металл наконец-то стоит на пороге консолидации, разговоры о которой ведутся уже много лет. Единственным отличием может быть формат. Если раньше ожидали слияния среди лидеров, то теперь самым вероятным вариантом станет консолидация компаний второго эшелона, которые упираются в потолок возможностей. Преградой на пути тренда может стать, как ни парадоксально, все та же цена на золото, волатильность которой мешает зафиксировать стоимость сделок.
После 2018 года, в течение которого горно-металлургические компании России проходили испытания санкциями и «списком Белоусова», 2019 год можно назвать спокойным, если не пустым. Гиганты черной металлургии доводили до ума масштабные планы модернизации, призывали не хоронить рынок стали, одновременно пытаясь понять, в какой точке цикла находятся. Драматичнее выглядела ситуация в не менее цикличной угольной отрасли, игроки которой свыкаются с мыслью о ненужности их сырья в Европе. Ни там ни тут перекраивания рынка, за которым так любят следить читатели деловых газет, ждать не приходится. Зато есть смысл внимательнее взглянуть, что происходит в обычно небогатой на события добыче золота.
Идею консолидации сегмента новой не назовешь. Разговоры об этом идут уже много лет, меняются лишь представления о том, как именно она будет структурирована. Раньше считалось, что центрами консолидации станут лидеры рынка «Полюс» или «Полиметалл». Но сейчас очевидно, что объединение ничего им не даст, компании успешны и самодостаточны. Чего не скажешь об игроках второго эшелона, которые достигли потолка развития.
«Все смотрят друг на друга, на продаже стоят пять-шесть компаний»,— судачат на рынке. Благодарить нужно цену на золото. Сейчас она составляет $1483 за тройскую унцию, но это в перспективе не предел — есть прогнозы, что металл может подорожать до $2000 в ближайшие два года, установив в результате новый исторический рекорд (прошлый поставлен в 2011 году — $1921,17 за унцию).
Позитивным фоном стали низкие процентные ставки, растущие риски рецессии, нестабильность геополитической ситуации и высокий интерес к золоту центробанков и инвесторов.
Временные спады возможны, а завершение торгового конфликта между США и Китаем может сыграть как в плюс, так и в минус, но аналитики призывают покупать золотодобывающие активы, пользуясь окном возможностей.
Весь год мы с интересом наблюдали за переговорами о судьбе «Высочайшего», который уже много лет считается выставленным на продажу. Рост цен на золото стал одним из катализаторов переговоров со стратегическими инвесторами, хотя акционеры еще год назад думали об IPO. Успехом в юниорном бизнесе стала покупка наиболее перспективного российского месторождения Чульбаткан хорошо знающей российский рынок и не боящейся здесь работать канадской Kinross Gold. Ценность сделке добавляет тот факт, что юниоры в России работают в условиях отсутствия субсидирования геологоразведки, невозможности передать лицензии в залог и продать права пользования месторождением. Более того, в законодательстве нет определения «юниорной» компании. А канадцы не побоялись на фоне западных санкций инвестировать в Россию.
Но главной новостью все-таки выглядит приход Романа Троценко, состояние которого оценивается в $1,6 млрд.
В течение года он приобрел доли в ряде горно-металлургических активов, в том числе в Petropavlovsk, считавшейся недооцененной, и официально заявил о планах консолидации в отрасли. Именно господин Троценко обсуждает покупку «Высочайшего».
Вопрос в том, выльется ли оживление в реальные сделки. Любители ярких аналогий могут сравнить ситуацию на рынке с уроборосом, кусающим себя за хвост. С одной стороны, дорожающее золото заставило интересоваться активами даже тех, кто еще вчера об этом не думал. Но растущая цена и позитивные прогнозы затрудняют фиксацию стоимости сделок. В результате активность есть, а сделок нет. Во всяком случае пока. Добавляют неуверенности перспективы торговой сделки США с Китаем, что может привести к падению стоимости золота, опять смешав карты в игре на консолидацию.