Властелин колец
Иван Сухов — о месте Юрия Лужкова в российской политике
Юрий Лужков был вторым постсоветским градоначальником Москвы, но запомнился как первый — очень уж коротким и невзрачным получился год работы в этой должности Гавриила Попова. На свой первый срок он был назначен указом президента Бориса Ельцина, затем трижды избирался, а начало его последнего срока пришлось на период, когда кандидатуры глав регионов вносились президентом на рассмотрение местных законодательных собраний, и Владимир Путин оказал тогда Юрию Лужкову доверие, которое он затем утратил в глазах Дмитрия Медведева.
Слева направо: президент России Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев, бывший спикер Госдумы Борис Грызлов и бывший мэр Москвы Юрий Лужков
Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ
Формулировка «в связи с утратой доверия» осенью 2010 года выглядела несколько эвфемистической; всем было понятно, что точнее было бы сказать — «по совокупности причин»; с другой стороны, последний срок в кресле мэра, начавшийся с голосования отлаженной до безотказности Мосгордумы, не давал возможности возразить с помощью цифр с выборов. Юрия Лужкова ругали, над ним шутили, его и его команду подозревали в коррупции, но цифры с выборов всегда были на его стороне: в 1996-м он получил 87,5%, и на его кампанию в столице — «Голосуй сердцем!» — в значительной степени опиралась драматическая кампания Бориса Ельцина; в 1999-м — 69,9%; в 2003-м — 74,8%. Сергею Собянину до таких цифр удалось добраться только к выборам 2018-го.
Чем известен Юрий Лужков
Второй мэр Москвы выстроил политическую вертикаль в главном российском городе задолго до того, как сама эта вертикальная терминология зазвучала на федеральном уровне. Это, очевидно, придавало ему ощущение мощи и формировало его политический вес, с которым он решительно вступил в период транзита власти в стране в 1999–2000 годах, как один из первых среди тех, кого называли тогда порой «региональными баронами». На думские выборы 1999 года он вместе с Евгением Примаковым вел блок «Отечество — Вся Россия», которому приходилось конкурировать одновременно с только что созданным «Единством» и коммунистами. ОВР занял тогда третье место, причем по числу депутатов в одномандатных округах оставил «Единство» далеко позади. В декабре 2001-го лужковское «Отечество» стало одной из несущих конструкций «Единой России», а сам он вошел в высший совет партии, которую покинул после отставки с поста столичного градоначальника.
Как создавалась «Единая Россия»
При этом политическую силу Юрию Лужкову давала не способность контролировать устроенный и настроенный им политический механизм Москвы — в конце концов, этот механизм никак не выручил его в ситуации «утраты доверия», а скорее даже послужил одной из причин этой утраты. С появлением Сергея Собянина выяснилось, что название должности «мэр Москвы Юрий Лужков» вполне может быть на два слова короче. Часть лужковской команды, которую он собирал и подбирал, как считалось, исключительно под себя, прекрасно освоилась и в условиях после его ухода. Не была главным источником силы и его готовность к своевременному политическому маневру, показанная на переходе от поддержки Бориса Ельцина на выборах 1996 года к его критике в 1999-м, а затем — с переходом «Отечества» под знамена «Единой России». Политическая сила Юрия Лужкова, которую всегда оценивали его в том числе неявные оппоненты, происходила, возможно прежде всего, из его готовности и любви быть публичным политиком.
Вся его публичная активность всегда сопровождалась издержками и примечаниями. Он решительно судился с газетами в судах, где невозможно было представить себе проигрыш истца по имени Юрий Лужков. Он, не дрогнув, доказывал себе и другим любовь и доверие горожан путем мобилизации бюджетников и студентов.
Но, будучи персонажем бесчисленных анекдотов про «старика Батурина», Юрий Лужков прекрасно знал, как работают популистские механизмы; надбавки, которые получают в столице пенсионеры, до сих пор не утратили названия «лужковские».
Юрий Лужков мог наговорить резких неполиткорректных вещей, приехав на место теракта или аварии сразу после того, как она произошла, но, видя его кепку в толпе фуражек и телекамер, почти невозможно было не простить эту неполиткорректность — тем более что как минимум половина города думала в тот момент то же, что он говорил вслух. Юрий Лужков первым, еще в середине 1990-х, нащупал со своей программой помощи Севастополю и заявлениями о том, что этот город лишь по недоразумению оказался украинским, то, что спустя двадцать лет назвали крымским консенсусом.
Его крымские идеи выглядели, впрочем, тогда скорее маргинальными и шли как-то вразрез с бодрой хозяйственной деятельностью — рытьем котлованов на Манежной площади и в будущем Сити, реконструкцией МКАДа, ставшей потом поводом для одного из первых публичных антикоррупционных расследований, строительством Третьего транспортного кольца, восстановлением храма на месте бассейна, новодельными Рождественским собором и Иверскими воротами, Петром Первым работы Церетели на стрелке Водоотводного канала, разрушением гостиницы «Россия», спорными сносами в центре и десятками зданий сомнительных архитектурных достоинств.
Как изменилась Москва при Юрии Лужкове
Парадоксальным образом, несмотря на постоянный и громкий хор неодобрения почти всего, что при Юрии Лужкове происходило с городом, неотчетливая городская молва, в которой уже тогда различались голоса многочисленных приезжих таксистов, звучала так: «Пусть и ворует, но хотя бы строит!»
За 18 лет в Москве повзрослели люди, для кого она — лужковская Москва, со стройками, башенками, новым гламуром, ларьками, вещевыми и строительными рынками, стала (и навсегда останется) по-настоящему родным городом.
Домами с башенками и обувными коробками торговых центров перед зданиями вокзалов Москва начала «хорошеть» — и даже в конце долгого лужковского правления никто в городе не мог представить себе масштаба процессов, превративших это слово в мем в течение следующих десяти лет.
С точки зрения работы с городской средой у мэра крупнейшего в стране города, втягивающего в себя финансовые и человеческие ресурсы, не так уж велики возможности выбора — Сергей Собянин продолжил многое, что было начато при Юрии Лужкове, а остался бы Юрий Лужков в 2010-м — и он наверняка делал бы многое из того, что делает нынешний мэр. Как это ни странно, отставка Юрия Лужкова в 2010 году — тот факт, что он не получил возможности продолжить и, в общем, не пытался вернуться,— дала возможность в день его смерти в 2019-м вспомнить его в том числе и как публичного политика, не боявшегося ошибаться, которому за эту готовность многое прощали. И порой не без яростных споров, но считали своим. Таких фигур в постсоветской России было немного, а теперь вот стало на одну меньше.
Фотогалерея
Основные вехи политической карьеры Юрия Лужкова
1992 год: получение власти свыше
6 июня Юрий Лужков был назначен мэром Москвы указом президента РФ Бориса Ельцина. Попытки Моссовета провести новые выборы градоначальника были отвергнуты судами. В том же году стартовал проект «Москва-Сити» с созданием под него соответствующего АО, а мэр выиграл свой первый иск о защите чести и достоинства — к зампреду Моссовета Юрию Седых-Бондаренко и «Независимой газете»
Фото: Коммерсантъ / Эдди Опп
1993 год: война за собственность
Во время попытки захвата власти Верховным советом господин Лужков занял сторону Кремля и отключил в здании парламента свет и теплоснабжение. В остальном
мэр стремился показывать себя крепким хозяйственником. Он решительно начинал войну с главой Госкомимущества Анатолием Чубайсом, обозвав его приватизацию
преступной. В том же году мэрия отказалась выполнять закон об отмене прописки для иногородних
Фото: Коммерсантъ / Лаура Ильина
1994 год: первая победа одержана
Победа над Анатолием Чубайсом была одержана: указом президента господину Лужкову позволили проводить приватизацию по-своему. В столице началось строительство храма Христа Спасителя. Мэр подписал первое постановление «О создании в Москве системы притротуарных неохраняемых платных автостоянок
(парковок)». В «Российской газете» появились первые публикации о подозрительных связях мэра с группой «Мост» бизнесмена Владимира Гусинского
Фото: Коммерсантъ / Игорь Флис
1995 год: большая политика с большим бизнесом
Весной родилась первая серия слухов о скорой отставке господина Лужкова. Повод для нее дал он
сам, пригрозив покинуть пост в знак протеста против снятия президентом РФ главы ГУВД и прокурора
города. Но уже в августе мэр примкнул к пропрезидентскому политическому движению «Наш дом —
Россия». Началась реконструкция МКАД. Компания «Интеко» создала «дочку» «Интекострой», начав
с отделки и реконструкции фасадов зданий. Ее продукция и услуги попали в городской заказ
Фото: Сергей Величкин / ТАСС
1996 год: москвичи свой выбор сделали
Господин Лужков принял предложение Бориса Ельцина войти в его предвыборный штаб и активно
агитировал за его переизбрание. Штаб возглавил уволенный из правительства политический противник мэра — Анатолий Чубайс. 16 июня вместе с переизбранием президента Юрий Лужков впервые всенародно
избран главой города, получив поддержку 89% избирателей
Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин
1997 год: год торжеств и спокойствия
Юрий Лужков громко и помпезно отпраздновал 850-летие Москвы. После реконструкции, в которой поучаствовала компания «Интеко», торжественно открыт стадион «Лужники». Получившие в собственность ЗиЛ и АЗЛК власти Москвы запустили проект возрождения отечественной автомобильной промышленности — вместо «Москвичей-2141» авторынок будущего должны были завоевать супермодели «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир» и «Святогор»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Штукин
1998 год: без пяти минут политический тяжеловес
Минюст зарегистрировал созданную господином Лужковым общественно-политическую организацию «Отечество». В сентябре мэр впервые заявил о возможном участии в следующих президентских выборах. Сведения
о покупке у «Интеко» 85 тыс. кресел для «Лужников» попали в СМИ. «Более выгодных условий не предложил никто»,— ответил на это мэр
Фото: Коммерсантъ / Ольга Чумаченко
1999 год: поражение, от которого нельзя отказаться
Альянс господина Лужкова с экс-премьером Евгением Примаковым и рядом влиятельных губернаторов потерпел сокрушительное поражение. 19 декабря на выборах
в Госдуму их движение «Отечество — Вся Россия» заняло только третье место с 13,33%, значительно уступив пропрезидентскому «Единству» c 23,32% и КПРФ. А сам мэр был переизбран с худшим для себя показателем — 69,89%
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин
2000 год: перемена к Владимиру Путину
Проиграв парламентские выборы, господин Лужков заявил, что больше не рассматривает себя в качестве кандидата в президенты, но кандидатуру Владимира Путина поддержит «вряд ли». Однако за десять дней до выборов меняет свою точку зрения и объявил о поддержке господина Путина, который уверенно победил на выборах
Фото: Коммерсантъ / Франк Вильягра
2001 год: выход на новую политическую арену
Политическое движение Юрия Лужкова «Отечество» вступило в союз с правящим «Единством», объявив о создании новой партии «Единство и Отечество» (впоследствии — «Единая Россия»), одним из создателей которой с тех пор считался экс-мэр Москвы. В том же году господин Лужков внес изменения в структуру правительства Москвы, упразднив должность премьера, которую сам и занимал
Фото: Коммерсантъ / Валерий Мельников
2002 год: весь в бронзе и в цементе
В Москве началась реформа ЖКХ. Горожанам с доходом более 8,5 тыс. руб. было предложено добровольно
оплачивать полную стоимость содержания жилья. В том же году мэр предложил президенту Путину вернуться к скандальному советскому проекту переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию. Скульптор Церетели презентовал статую столичного мэра. Компания «Интеко» приобрела «Осколцемент», обеспечив себе выход на российский цементный рынок
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
2003 год: власть в самую сласть
7 декабря Юрий Лужков в третий раз был избран мэром Москвы (74,83% голосов избирателей). На парламентских выборах того же года он вошел в центральный список «Единой России». В тот же год открытием Лефортовского тоннеля замкнуто Третье транспортное кольцо столицы. Компания «Интеко» разместила облигационный заем, впервые раскрывая информацию о себе. Оказалось, что у супруги мэра госпожи Батуриной — 99% ее акций
Фото: Александр Чумичев / ТАСС
2004 год: новый подкоп под правительство
Господин Лужков одним из первых поддержал предложение
Кремля об отмене выборов губернаторов после теракта в Беслане. В том же году мэр нашел себе нового врага в правительстве РФ. Он обрушился с критикой на кабинет
и прежде всего на министра финансов Алексея Кудрина. Елена Батурина впервые оказалась в списке журнала Forbes с оценкой ее состояния в $1,1 млрд
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
2005 год: выше высшего совета
Господин Лужков выступил против положений устава «Единой России», требовавшего от региональных отделений согласовывать с высшим советом партии кандидатов в депутаты региональных парламентов. 4 декабря состоялись выборы в Мосгордуму, на которых мэр возглавил список «Единой России». Единороссы получили 28 из 35 депутатских мест
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
2006 год: неожиданные проблемы
Юрий Лужков начал борьбу с парадами сексуальных меньшинств в Москве, неизменно отказывая в их проведении. В том же году разгорелся
первый громкий скандал с выселением жителей из их частных домов судебными приставами — в микрорайоне Южное Бутово. Издано распоряжение
о сносе ГЦКЗ «Россия». Крупнейшие корпорации и банки страны начали заявлять о намерении переноса своих головных офисов (и как следствие — налоговых отчислений) из Москвы в Санкт-Петербург
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
2007 год: последняя победа одержана
Юрий Лужков досрочно поставил перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о доверии к себе и был внесен последним в Мосгордуму в качестве кандидата по новой схеме. Утверждение прошло без проблем. Осенью вновь возглавил московский список «Единой России» на парламентских выборах. В том же году Бабушкинский суд Москвы удовлетворил самый крупный иск мэра о защите чести и достоинства на 1 млн руб. к Эдуарду Лимонову и радиостанции «Свобода»
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
2008 год: все хорошо и все плохо
Господин Лужков вдруг заявил, что «был бы сторонником» обсуждения возвращения прямых выборов губернаторов. На следующий день президент РФ Дмитрий Медведев
предложил всем несогласным с действующим порядком «подать заявление об увольнении». Перед этим состояние Елены Батуриной, по оценкам журнала Forbes, достигло
максимума — $4,2 млрд, но кризис ударил по столичному бизнесу. Мэр объявил о создании совета по борьбе с коррупцией в Москве, который сам и возглавил
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко
2009: год начала конца доверия
Без согласования с мэром отправлен в отставку начальник столичного ГУВД Владимир Пронин, после того как его высокопоставленный подчиненный расстрелял людей в супермаркете. Борис Немцов опубликовал доклад «Лужков. Итоги», в котором открыто обвинял московские власти в произволе и коррупции. Юрий Лужков — еще в руководстве партии и не лишен доверия руководства страны, но все больше отдаляется от него
Фото: Коммерсантъ / Денис Вышинский
2010 год: отставка
10 сентября президент Дмитрий Медведев отправил в отставку мэра Москвы Юрия Лужкова с предельно жесткой формулировкой — за утрату доверия. В ответ Юрий Лужков демонстративно вышел из партии. В большую политику он больше не вернулся, а занимался сельским хозяйством, разводил племенных лошадей и пчел
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров