Спрос на сталь поставили под сомнение
Потребление металла может расти за счет трейдеров
Рост потребления металла в России на 4% не отражает реального положения дел, товар оседает на складах трейдеров, считают в Фонде развития трубной промышленности. Металлурги, в свою очередь, настаивают, что цифры роста потребления отражают отгрузку металла реальным потребителям, и напоминают, что работают по долгосрочным контрактам. Однако металлотрейдеры подтверждают, что на внутреннем рынке повсеместно используется практика отложенной отгрузки. Тем не менее в отрасли ждут роста спроса в 2020 году, что позволит избежать затоваривания.
Рост видимого потребления металла в 4% по итогам 2019 года (оценка ассоциации «Русская сталь», объединяющей крупнейшие холдинги черной металлургии) не отражает потребления конечными потребителями, заявил директор Фонда развития трубной промышленности Игорь Малышев. «Это рост отгрузки на склады трейдеров, трубных заводов, а увеличения потребления конечными потребителями, например строителями, не произошло»,— считает господин Малышев. Он обратил внимание, что в 2018 году показатели ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал были выше, чем в 2019 году. Однако видимое металлопотребление в 2018 году выросло всего на 0,9%.
По его мнению, металлурги в этом году активизировали отгрузки на склады. «Это связано со сложной ситуацией на экспортных рынках — физически объемы экспорта продукции черной металлургии упадут процентов на 12%. Это на самом деле очень много. Останавливать производство тяжело, поэтому приходится отгружать на внутренний рынок,— пояснил Игорь Малышев.— Что делать, если трейдеры не платят? Многие металлургические предприятия сделали складскую программу трейдеров — они просто отгружают продукцию на склады, а цены фиксируют, исходя из рынка. Опережающая отгрузка на склады и дала этот прирост».
Источник “Ъ” в сталелитейной отрасли заявил, что рост в 4% отражает отгрузку реальным потребителям, и напомнил, что большую часть продукции металлурги отгружают по долгосрочным контрактам, которые заключаются с конечными потребителями.
При этом источник “Ъ” среди металлотрейдеров говорит, что опережающая отгрузка — повсеместная практика на внутреннем рынке.
Большинство наблюдателей и аналитиков сходятся во мнении, что рост металлопотребления в России составит минимум 4%. Так оценивает потребление Минпромторг. «По нашим расчетам, в 2019 году видимое потребление, то есть отгрузки в России и импорт, вырастет на 6–7%. За десять месяцев 2019 года фактический рост видимого потребления составляет 7%»,— говорит аналитик по металлургии и горной добыче «ВТБ Капитала» Борис Синицын.
В «Русской стали» сообщили “Ъ”, что основным драйвером роста потребления в первом полугодии, согласно договорам купли- продажи, была строительная отрасль.
Но после 1 июля спрос от строительных предприятий резко замедлился. «Мы эти перепады спроса со стороны строительной отрасли связываем с изменением законодательства — введением эскроу-счетов с 1 июля 2019 года. К концу 2019 года ожидаем роста потребления к 2018 году на 4%»,— отметили в ассоциации. Там добавили, что не обладают информацией о том, что строители далее делают с металлом — используют в возведении домов или хранят на складах. «Но, насколько мне известно, немногие строительные площадки располагают возможностями складировать металл»,— добавил глава ассоциации Алексей Сентюрин.
«Речь идет об отгрузках на склады независимых трейдеров, которые, в свою очередь, набирают металл по низкой цене на фоне снизившихся кредитных ставок и ожиданий восстановления цен в 2020 году. Тем не менее цифра металлургов формально правильная, но жалко, что в следующем году те же трейдеры могут показать куда более скромную динамику»,— отмечает Максим Худалов из АКРА.
У российской стали наметилось снижение выпуска
Крупнейшие российские металлургические компании демонстрируют снижение выпуска стали за девять месяцев на фоне снижения мировых котировок. Сильнее всего — на 9% — упал выпуск у НЛМК на фоне масштабных ремонтов. Тем не менее, по мнению аналитиков, речь не идет об устойчивом тренде — уровень загрузки мощностей у основных российских игроков по-прежнему очень высокий, а государственные инфраструктурные проекты должны оказать поддержку внутреннему спросу на металл.