Небо над Москвой расширят за год
Принята новая схема полетов в регионе
Правительство одобрило новую структуру воздушного пространства над Москвой. В конце 2020 года его пропускная способность должна вырасти в 1,5 раза, что снизит время полета и задержки при взлетах и посадках. Работа проведена силами ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД) без участия американской Jeppesen (входит в Boeing), которая два года назад предлагала свой вариант организации воздушного движения Московского авиаузла. Авиаперевозчики отмечают большой объем проделанной работы и в целом положительно оценивают нововведение, но опасения неэффективной организации движения у них остаются.
Правительство утвердило новую структуру воздушного пространства московской воздушной зоны, сказал журналистам по итогам правительственной комиссии по транспорту вице-премьер Максим Акимов. Она начнет действовать с 3 декабря 2020 года. Год уйдет на подготовку перевозчиков и эксплуатантов и издание нормативно-правовых актов.
«Время полета воздушных судов в московской зоне снизится на 15%, на 14% снизится расход топлива, более чем на 70% уменьшится количество задержек судов при взлетах и посадках»,— добавил господин Акимов.
По его словам, стержневым разработчиком концепции выступила ГК по ОрВД.
«Действующая структура воздушного пространства была разработана в 1976–1979 годах к московской Олимпиаде 1980 года. Под нее было приобретено наземное оборудование, введена вторичная аэронавигация. На тот момент она кардинальным образом улучшила воздушное движение,— рассказывает собеседник “Ъ” в отрасли авиаперевозок.— Но она была рассчитана на одного базового перевозчика, которым был "Аэрофлот". В то время полеты из Шереметьево осуществлялись в основном на север и запад, из Внуково — на юг и юго-запад, из Домодедово — на восток».
Проблемы в организации воздушного движения начались в начале 1990-х годов, когда несколько авиакомпаний начали летать из всех трех московских аэропортов во всех направлениях. Эта ситуация потребовала оптимизации структуры воздушного пространства с учетом новых реалий.
В ГК по ОрВД рассказали, что пропускная способность московского авиаузла в целом вырастет в 1,5 раза по сравнению с максимальными показателями июля 2018 года. «Новая структура воздушного пространства Московской зоны позволит довести количество взлетно-посадочных операций в час до 120 в Шереметьево, до 90 в Домодедово, до 60 во Внуково»,— рассказали в госкорпорации. В новой структуре воздушного пространства схемы взлета и захода на посадку оптимизированы, добавили там. Сегодня максимальная пропускная способность Шереметьево составляет 100 операций в час, Домодедово — 65 операций в час, Внуково — 56 операций в час.
Как рассказывал “Ъ”, два года назад свой вариант организации воздушного движения предлагал один из мировых лидеров в данной области американская компания Jeppesen (дочерняя структура Boeing). По заказу «Аэрофлота» и Внуково она подготовила модель новой структуры и представила ее Минтрансу и Минэкономики, но в правительстве решили отдать разработку государственной ГК по ОрВД.
В Boeing говорят, что сотрудничали с ГК по ОрВД по данным вопросам, но в разработке конкретно утвержденной структуры не участвовали и не знают ее деталей.
Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний считает принятую правительством схему серьезным шагом вперед. «Границы зон ограничения полетов существенно сокращены»,— констатирует он.
При этом у перевозчиков остаются опасения относительно эффективности новых схем взлета и захода на посадку.
«Говоря образно, сегодня власти увеличили размер "кубика", в котором будут проводиться полеты, но сможет ли ГК по ОрВд более эффективно организовать воздушное движения внутри этого "кубика", мы не уверены. В частности, остаются опасения, что воздушные суда в предложенной схеме не смогут сразу набирать высоту. Тогда им придется долгое время лететь на небольшой высоте, что приводит к большому расходу топлива»,— объяснил источник “Ъ”.
Он также добавляет, что структуру воздушного пространства нужно будет ежегодно актуализировать с учетом числа самолетов и направления вылетов.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает введение новой структуры воздушного пространства необходимым и давно назревшим шагом. «Существующая структура исчерпала свои ресурсы и была одним из главных препятствий для развития московского авиаузла»,— говорит эксперт.