Черноземноморье подвинуло Петра
Власти Воронежа определились со стратегией развития Петровской набережной
Проект Петровской набережной Воронежа протяженностью 4,5 км и площадью 117 га — самой значимой с градостроительной точки зрения из депрессивных территорий в исторической части города — будет разработан в соответствии с концепцией консорциума под руководством МLА+. Он стал победителем общероссийского архитектурного конкурса. Концепция МLА+ предполагает ребрендинг территории: отказ от привязанности к петровской эпохе в пользу древнего города, эпохи Вантита, а также синергии с молодежной, университетской направленностью и спортом. Инвестиционная емкость экопарка федерального значения «Черноземноморье» оценена в 11,5 млрд руб., 30% которых — бюджетные источники, окупаемость — восемь с половиной лет. Первая очередь проекта для реализации должна быть максимально простой, дешевой и быстрой, обозначенной «свет, плед и туалет».
Победителем общероссийского конкурса на разработку концепции Петровской набережной Воронежа стал консорциум под руководством питерской МLA+, включающий OTS lab и Knight Frank (Санкт-Петербург), а также Insight (Воронеж) с идеей создания федерального экопарка. Стоимость проекта оценивается разработчиками в 11,5 млрд руб., 30% из которых бюджетные средства, остальные — частные инвестиции.
Окупаемость проекта рассчитана на восемь с половиной лет.
Архитекторы в поисках идентичности территории единственные из трех финалистов отказались от привязанности к эпохе Петра, взяв за основу тему воды и более древней истории. Они рассчитывают создать общероссийский бренд для привлечения туристов. Им, по мнению разработчиков, может стать морская набережная древнего города Черноземноморье — большой экологический парк федерального значения.
Концепцией предусмотрены девять инвестиционных блоков. Большого «морской» пляж должен включать рощу, пляж и семь пристаней-узлов. Спортивное кольцо предполагает создание вело- и бегового кольца длиной около 10,5 км с внедрением консольных конструкций на участке Чернавского и Вогрэсовского мостов. Прогулочное кольцо задействует два туристических узла: новую и старую пристани (плавучие гостиницы, кафе, пристани, торговые точки). Бывшая историческая территория деревни Гусиновка может развиваться по системе ячеистых кварталов в формате урбан-вилл и воссоздания исторического «гусиного рынка».
Самые инвестиционно емкие зоны — пляжные кварталы. Они предполагают создание города-сада с питомником и продажей растений, офисами для ландшафтных бюро, выставки «Город-сад». Спортивные кварталы предусматривают строительство крытых спортивных комплексов и открытых спортивных площадок. Центральные кварталы включат коммерцию (shoping village с общепитом), деловую зону, рекреационную набережную и парк, гавань с яхт-клубом.
В отношении Адмиралтейской площади анонсированы «косметические преобразования» — по мнению разработчиков, навесы от жары и зелень «оживят это пространство», а смена плиточного покрытия привлечет большее количество посетителей.
Стратегия первой очереди проекта — Стрелецкой пристани — обозначена архитекторами как «свет, плед, туалет» в расчете на быструю и недорогую реализацию стоимостью порядка 100 млн руб. Это развитие одной входной группы, которую планируется организовать в продолжении Большой Стрелецкой улицы. Центром притяжения предлагается сделать объект-символ маяк и пирс, а для сообщения с Адмиралтейской площадью обустроить деревянный настил — дорожку вдоль береговой линии как прогулочный маршрут. Постройки дополнят базовой инфраструктурой, освещением и объектами сервиса, включающими кафе, зоны проката и сервисные центры.
Авторы сформировали набор «лотов», предложив варианты потенциальным инвесторам для развития и реновации той или иной локации. Варианты содержат подробный экономический анализ, возможные сценарии реализации проекта. Концепцией-победителем предложено сделать проект «простым, дешевым и быстрым». «Начинаем буквально с одной дорожки и в дальнейшем дополняем», — пояснила директор российских офисов компании МLA+ Яна Голубева. Именно поэтому концепцией предложено «не перекраивать сложившуюся экосистему» набережной, высаживая дорогостоящие растения, а только дополнить ее.
Для активизации пешеходных и транспортных связей с остальной частью города планируется пустить дополнительные автобусные маршруты, а также постепенно выстроить пешеходную сеть на прилегающих улицах частного сектора, отремонтировать тротуары и реставрировать лестницы. Пешеходные улицы должны формироваться в ключевые узлы с выходами на пирс. Площадку у Дворца творчества детей и молодежи с набережной может соединить лифт. Он призван способствовать быстрому перемещению в зоны рекреации, минуя склоны частного сектора.
По словам Яны Голубевой, разработчикам было важно «очень тонко отнестись к существующему окружению, специфике места и создать гибкий проект из набора элементов, чтобы мы могли собирать его, как матрешку». Сегодня, признаются архитекторы, территория набережной «очень изолирована» и все, что нужно делать, «это связывать и активировать». Расчетная посещаемость спортивно-коммерческого парка с универсальными лотами под застройку анонсирована разработчиками на уровне 11 млн человек в год. Морской пляж, прогулочное кольцо и Адмиралтейская площадь рассчитаны на посещение 1,1 млн человек в год, Гусиновки — 1 млн человек в год.
«Только за счет государственных инвестиций реализовать такие концепции достаточно сложно, — заметил мэр Вадим Кстенин. — Поэтому львиная доля средств, которые будут направляться в благоустройство Петровской набережной, это частные инвестиции».
Государственные будут вложены в точки притяжения, а дальше набережная станет развиваться «по вполне понятным экономическим процессам».
Как отмечено в концепции, доходы бюджета от продажи участков коммерческого использования могут составить 1,47 млрд руб. Прирост доходов субъектов корпоративного сектора прогнозируется на уровне 5,1 млрд руб. Прирост рыночной и кадастровой стоимости земель в результате реализации проекта — 7,9 млрд руб. Социальная эффективность территории — 8 тыс. рабочих мест.
Как отбирали концепцию для набережной Воронежа
Всероссийский архитектурный конкурс на разработку концепции Петровской набережной в Воронеже проходил в два этапа. Для участия в нем поступило более 50 заявок, 29 из них стали участниками отбора. В финал вышли три кандидата — консорциумы под лидерством компаний Wowhaus, MLA+ и АБ «Практика». Общий размер призового фонда составил 2,7 млн руб. Победитель получил 1,3 млн руб., Wowhaus, занявший второе место, 800 тыс. руб., АБ «Практика» — 600 тыс. руб.
Глава регионального управления архитектуры и градостроительства Андрей Еренков пояснил, что концепция представляет собой определенный градостроительный конструктор решений. «Очень большая часть набережной — центральная и рекреационая не содержит радикальных технологических решений, это первая очередь, которую можно начать реализовывать довольно скоро, используя государственные источники финансирования». Сильной стороной выбранной концепции господин Еренков считает проработанные варианты застройки намывной территории, которые могут быть использованы «в качестве аргумента для диалога с потенциальными инвесторами». При этом смелое решение с идентичностью территории, в пользу которого высказались эксперты по туризму, повлечет «серьезную работу по привлечению к обсуждению с широкой общественностью». «Нам предстоит большая совместная работа, чтобы горожан в эту идею погрузить», — полагает глава управления.
Действующим контрактом в рамках конкурса предусмотрена доработка концепции победителем. В следующем году совместно с МLA+ власти рассчитывают приступить к проектированию и дальнейшей реализации первой очереди проекта. Старт благоустройства возможен не раньше 2021 года.