Табачному дыму определили место
Какими должны быть курительные комнаты в аэропортах
Госдума приняла во втором чтении законопроект о возвращении курилок в аэропорты. Поправки открывают возможность для оборудования в транзитных зонах отдельных комнат с двумя обязательными условиями: они должны быть изолированными и непрозрачными, чтобы окружающие не видели процесс курения. Готовы ли к этому аэропорты? Об этом Иван Якунин.
Два года законопроект лежал в недрах парламента нетронутым. Аэропорты робко просили его рассмотреть, но Минздрав пресекал попытки на корню. Позиция ведомства и сейчас осталась неизменной, но зато дал зеленый свет профильный комитет Госдумы. И вот летом документ триумфально прошел первое чтение, где против были только 70 депутатов из 400. Было ожидаемо, что законопроект пройдет и второе, ключевое чтение. “Ъ FM” поинтересовался у автора законопроекта, единороса Сергея Боярского, когда курилки снова будут открыты: «Сейчас все зависит от нашей процедуры. 12 декабря мы планируем рассмотреть законопроект в третьем чтении, дальше его должен изучить Совет федерации, и на стол президента он ляжет для того, чтобы быть подписанным.
Мне кажется, что аэропорты уже давным-давно готовы организовать такие пространства в транзитных зонах.
По крайней мере, у меня соответствующие письма были».
Действительно, закрытые в 2014 году курилки в аэропорту никуда не делись — их законсервировали, рассказывали “Ъ FM” представители крупнейших российских хабов. Но есть несколько «но». Во-первых, за пять лет появились новые терминалы, и там не были спроектированы места для курилок. Во-вторых, их оборудование, как говорят участники рынка, стоит довольно дорого, хотя бы потому, что должна быть очень мощная автономная вентиляция.
Поэтому не нужно ждать, что после принятия законопроекта во всех аэропортах тут же появятся курилки, говорит исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. Впрочем, по его словам, сейчас, из-за их отсутствия, воздушные гавани тоже терпят убытки: «До закона 2013 года, по данным аэропортов Внуково, Шереметьево, случаев курения в неустановленных местах практически не было. То, что сейчас происходит, выливается в десятки, если не сотни обращений от граждан, которые попадают в туалет, заполненный дымом. Либо система того же туалета забита табаком и прочими вещами — она не работает, что достаточно сложно оперативно исправить.
В 2018 году в Шереметьево было порядка пяти случаев возгорания, когда приходилось привлекать пожарную службу.
Естественно, был убыток, связанный с организацией тушения — это какие-то мероприятия по эвакуации. Все это неприятно».
Какими будут новые курилки, если законопроект примут, точно неизвестно. Все индивидуально и зависит от бюджета конкретного аэропорта. На сайте одного из производителей “Ъ FM” обнаружил такие расценки: кабина на четверых человек — 300 тыс. руб. На восьмерых — 400 тыс. руб. Самый вместительный вариант на 24 человека обойдется в 1 млн руб. Выглядит вполне доступно, но главное то, что будет внутри, рассуждает исполнительный директор движения «За права курильщиков» Андрей Лоскутов: «Такие комнаты должны быть достаточно просторны, чтобы они не были похожи на загоны для отверженных. Когда ты идешь по какому-то крупному хабу, допустим, в Германии, ты видишь вдруг прекрасные кожаные кресла, там сидят нормальные люди и курят. Это отношение к курильщику, как к такому же гражданину, что и некурильщики. То есть справа в ресторане сидят некурящие, а тут сидят курящие — все равны».
Международный опыт дает массу примеров, удачных и не очень: отдельные комнаты в аэропорту Борисполя с барными стульями и столиками или стены курилок в Сеуле, которые украшены живыми растениями. При желании можно сэкономить: отдать организацию курилок табачным компаниям, позволив взамен разместить там свою рекламу, как это сделали в аэропорту Дубая. Госдуму эти тонкости уже не заботят. В пояснении к законопроекту четко сказано, что его принятие не потребует расходов из федерального бюджета. Сейчас закон предусматривает штраф за курение в аэропорту от 500 руб. до 1,5 тыс. руб.