Первоначальный отбор
Как московская городская служба по трудоустройству пытается стать настоящим кадровым агентством
Городские центры занятости населения принято считать местом, где помогают получить не работу, а пособие в связи с ее отсутствием. Центр занятости города Москвы пытается сломать традицию: с нынешнего года там идет трансформация, цель которой — научиться оказывать людям реальную помощь в трудоустройстве. Центры занятости переезжают в новые помещения, организуют программы переквалификации, осваивают новые форматы взаимодействия с работодателями. Первые результаты уже появились, но, чтобы отдельные случаи превратились в тенденцию, нужны время и усилия.
Потенциальные работники
Репутация не самый сильный козырь центров занятости населения. «Мы давно работаем с Московским городским центром занятости,— говорит Марина Вилль, руководитель отдела по подбору персонала Московской объединенной энергетической компании (МОЭК).— Формат взаимодействия был очень простой. Центр регулярно направлял к нам кандидатов по нашим вакансиям, но почти все просто хотели поставить печать, чтобы получать пособие. У нас много вакансий, где не требуется специальное образование, мы готовы сами людей всему научить. Но они все равно не хотели трудоустраиваться». При этом совсем не работать с центром занятости МОЭК тоже не могла: компании обязаны ежемесячно сообщать центру о появляющихся у них вакансиях. Иначе — штраф.
В текущем году форма сотрудничества изменилась, и инициатором этого стал Центр занятости. Теперь все наоборот: раз в месяц представители МОЭК сами приезжают в центр «Моя работа» (подразделение Центра занятости населения) на проспекте Мира для встречи с потенциальными работниками. «Моя работа» сама их обзванивает и подбирает в соответствии с нашими требованиями»,— говорит Марина Вилль. Первая встреча была в сентябре: тогда пришли около 50 человек, но в дальнейшем МОЭК решила немножко сузить аудиторию и попросила партнеров из службы занятости отбирать тех, кто действительно хочет трудоустроиться. После презентации, которую делают сотрудники МОЭК, потенциальные кандидаты могут тут же задать все вопросы и заполнить анкеты. Результат? За три встречи с кандидатами МОЭК удалось найти восемь сотрудников. Для компании с 16-тысячным штатом это немного: из-за текучки кадров МОЭК приходится набирать около тысячи сотрудников в год. «КПД встреч пока небольшой, но виден потенциал роста»,— считает госпожа Вилль.
С помощью центра «Моя работа» МОЭК заполняет прежде всего массовые стартовые вакансии. Например, оператора теплового пункта с режимом работы два через два и зарплатой 28 тыс. руб. после вычета налогов. «Не думаю, что, скажем, инженер с профессиональным образованием будет искать работу у нас через городскую службу занятости. Все-таки у нее пока не тот имидж. Скорее он найдет вакансию у нас на сайте или попадет к нам через HeadHunter,— рассуждает Марина Вилль.— Но я во время нашей презентации видела, например, как в небольшом зале по соседству зарегистрировавшимся в центре занятости преподают бизнес-английский. Если служба занятости и дальше будет двигаться в таком направлении, ее имидж может поменяться».
Переезд и перестройка
В базе HeadHunter, крупнейшей в России рекрутинговой компании, больше 600 тыс. вакансий, из них около 120 тыс.— в Москве и ближайших к ней городах. Соискателей, оставивших резюме, в 20 раз больше — 2,4 млн в Москве и окрестностях. Цифры в базе данных Центра занятости населения не отстают. В базе вакансий представлено около 116 тыс. позиций от 2,8 тыс. работодателей. Например, только ГБУ «Жилищник» района Хамовники сейчас требуется сразу 30 дворников. В прошлом году в московскую службу занятости обратилось в общей сложности 122,1 тыс. человек. Работу нашли по итогам года 51 089 человек.
«Топ-100 резюме»
Как работает московский закон о квотировании рабочих мест для людей с инвалидностью
Не все вакансии в базе «Моей работы» массовые, бывают и исключения. Тут ищут врачей, архитекторов, аналитиков, компьютерных инженеров и даже генеральных директоров: представлено 245 вакансий с зарплатой 150 тыс. руб. в месяц. Рекорд — должность командира воздушного судна, которому обещают 331,2 тыс. руб. В «Моей работе» утверждают, что база поддерживается в актуальном состоянии и все представленные рабочие места действительно существуют. Проблема была не в объеме базы, а в ее активизации. Перестройка службы занятости началась с переездов, рассказывает первый заместитель директора Центра занятости населения города Москвы Мария Устинова. Большинство районных центров занятости переехали в более удобные помещения в центры госуслуг «Мои документы». А главное, наряду с обычными районными отделениями были созданы флагманский центр «Моя работа» и специализированный центр «Моя карьера». Роман Шкут, прошлой осенью возглавивший центр занятости «Моя работа», а до того руководивший в московском правительстве молодежной службой занятости, вскоре после назначения заявил, что хочет превратить «Мою работу» из биржи труда в крупнейшее кадровое агентство. «Моя работа» стала двигаться сразу в обоих направлениях — в сторону соискателей и в сторону работодателей. Центр «Моя карьера» призван дополнять усилия коллег: его главная задача — помогать тем, кому найти работу тяжелее всего: мамам с несовершеннолетними детьми, малоимущим семьям с детьми, инвалидам.
Курсовая разница
Трудоустройство в современном мире все чаще предполагает переквалификацию: все меняется так быстро, что новая работа требует и новых навыков. Тем, кто готов перестраиваться, «Моя работа» предлагает большой набор курсов. В одном из многочисленных видео на своей странице в Facebook «Моя работа» рассказывает о специалисте по рекламе так называемом предпенсионере Николае Фролове, который, потеряв работу, поступил на бесплатные курсы при «Моей работе» и после переподготовки устроился директором по развитию бизнеса в компанию «Лидер медиа групп».
Доволен своей учебой и специалист по допечатной подготовке 57-летний Сергей Листков (здесь и далее фамилия и имя собеседника изменены): «Я долго работал на предприятии "Упаковка", которое занималось, как нетрудно догадаться, упаковкой. Но в прошлом году меня позвали в Музей вооруженных сил вести раздел по авиации — эта тема меня очень интересует. Когда я уже уволился с "Упаковки" и пришел в музей, выяснилось, что мою ставку сократили. Я нашел другую упаковочную фирму, но и там произошли сокращения. И вот тогда я уже пошел в центр занятости Северо-Западного округа». Специалист по допечатной подготовке честно признается, что зарегистрировался ради пособия по безработице. Он получил максимум — примерно 10 тыс. руб. в месяц. По ходу дела обнаружил в центре занятости огромное количество курсов: только из близкой ему сферы информационных технологий — десятка полтора. «Я посмотрел курсы по своей специальности, понял, что и сам мог бы такие вести,— рассказывает он.— И решил пойти на 3D-моделирование. У нас был замечательный преподаватель: никогда не отказывался отвечать на вопросы, не раздражался, когда люди тупили поначалу. Компания учеников была самая разношерстная. Были совсем молодые девчонки, а были и такие, у которых проблемы не то что с Autocad, a с базовым владением компьютером».
Занятия продолжались два с половиной месяца пять дней в неделю. Гарантий трудоустройства курсы не давали — в любом случае за такое время хорошо изучить Autocad невозможно, уверен Листков. Но полученные знания могли стать дополнительным преимуществом при трудоустройстве. «Я каждый раз упоминал это свое умение, пока искал работу»,— говорит Листков. Вскоре после окончания курсов он трудоустроился через HeadHunter и теперь снова занимается допечатной подготовкой. Не факт, что знание Autocad сильно способствовало трудоустройству, но, всяком случае, курсы помогали оставаться в тонусе, а это очень важно.
Большие и малые
Гораздо больше изменилась жизнь благодаря службе занятости у жительницы Зеленограда Марины Мелешкиной — бывшего технолога по производству кондитерских и хлебобулочных изделий, а ныне предпринимательницы. Марина рассказывает, что ушла с прежнего места работы, потому что не могла идти на компромиссы по части производственной технологии. О собственном бизнесе не думала, но, поскольку все равно пришла в центр занятости, из любопытства решила послушать лекцию про предпринимательство. Ей понравилось все: и содержание лекции, и отношение сотрудников центра. Марина увлеклась идеей своего бизнеса — и вскоре в «Моей работе» ей уже помогали составить бизнес-план, а затем пройти все этапы регистрации предприятия. Обсуждать бизнес-план госпожа Мелешкина начала в конце августа, а в первой декаде ноября ее кафе-пекарня «Плюшкин дом» начало работать. О доходах говорить рано — «пока это из разряда хобби», признается Марина.
У Ирины Медведевой, бывшей заведующей «Детского мира» на «Войковской», отношения со службой занятости сложились по-другому. Без работы она осталась в прошлом году: владелец сдал магазин в аренду, и все прежние сотрудники были уволены. С пособием вышло не очень удачно: в центр занятости Ирина обратилась лишь спустя пару месяцев после увольнения, поэтому получала всего 2,5 тыс. руб. в месяц. Если бы пришла сразу, пособие было бы втрое больше. «Я больше никуда не обращалась. Просто центр был рядом с домом. А я помимо работы увлекаюсь творчеством, делаю шкатулки — это переросло в скромный бизнес и тоже требует времени»,— объясняет Ирина. Больше всего в центре занятости ей понравилось отношение: «Девочки были очень отзывчивые, все рассказали, показали. Направили к Анастасии, инспектору по трудоустройству, там тоже была очень дружелюбная обстановка». Два раза в неделю Ирина приходила в центр занятости и получала у инспектора список вакансий. По некоторым телефонам, впрочем, даже не звонила: ей 50 — боялась, что не только не возьмут, но еще и как-нибудь унизят при этом, указав на возраст. Анастасия нашла для Медведевой безопасный вариант: «Мои новые хозяева чуть постарше меня, для них возраст — это плюс, потому что человек не будет прыгать с одной работы на другую и ответственности у него больше». Возраст помогает Медведевой и в работе: она продает ортопедические товары в зеленоградском салоне «Кладовая здоровья». «Часто приходят люди преклонного возраста, рассказывают о своих болезнях, о том, что пенсии не хватает, изливают душу. Я их всех выслушиваю — тут нужно большое терпение». «Кладовая здоровья» — сеть из двух с половиной сотен магазинов. Значительную ее часть составляют точки, открытые по франшизе. Салон в Зеленограде — тоже франчайзинговый, так что в этом случае служба занятости имела дело с совсем небольшим работодателем. С крупными результаты работы гораздо заметнее.
Футбол для безработных
Встречи работодателей с потенциальными сотрудниками — одно из главных нововведений службы занятости. Здесь такие встречи называют открытыми отборами. По этой схеме уже сотрудничают с «Моей работой» не только МОЭК, но и многие крупные сети — Decathlon, «Ашан», McDonald`s, «Иль де Ботэ». Интересный пример взаимодействия — подбор кадров для ФК «Спартак-Москва».
«Для большого стадиона нужно очень много обслуживающего персонала. На матче у нас работают в зависимости от мероприятия от 800 до 1200 контролеров-распорядителей и стюардов. Только на поле нужно 80 человек»,— рассказывает ведущий специалист контрольно-распорядительной службы департамента безопасности ФК «Спартак-Москва» Никита Нежура. Все это временные работники: у «Спартака» есть база примерно из 3 тыс. человек, перед матчем им делают общую рассылку: те, кто хочет, приходят. Беда в том, что текучка велика — 25–30% в год, объясняет Нежура. Так что «Спартаку» приходится набирать до тысячи таких сотрудников ежегодно. «Для нас очень удобно, что все услуги центра "Моя работа" бесплатные,— признается Нежура.— У нас нет специального бюджета для набора такого персонала. Ну а мы удобны центру тем, что являемся крупным заказчиком».
Первоначальный отбор проводит центр занятости. Критерии простые: возраст 18+, гражданство РФ, образование не ниже среднего. «Затем наши представители встречаются с кандидатами в офисе "Моей работы", показывают им специальный фильм, рассказывают о "Спартаке", раздают анкеты. Те, кто согласен, проходят обучение. «В месяц до нас доходят таким образом 20–30 человек»,— говорит Нежура. Тех, кто будет работать на поле, в «Спартаке» отбирают среди кандидатов уже сами, к ним требования строже: все вышеперечисленное плюс рост от 180 см и чтобы были физически крепкие. Зачета по подтягиваниям и отжиманиям Нежура не устраивает: если парень крепкий, «оно и так видно». Еще жестче критерии для обслуживающего персонала в VIP-секторе. Все предыдущее плюс хороший английский, опрятность и общая симпатичность. «Да, два последних критерия субъективные,— соглашается Нежура.— Но работа найдется для всех».