Тот еще кадр
Спецкор “Ъ” Елена Черненко — о странной фотографии Дональда Трампа и Сергея Лаврова
Вчера вечером, когда в Москве была уже глубокая ночь, пресс-служба Белого дома опубликовала фотографию президента США Дональда Трампа с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Эта карточка разительно отличалась от съемки мая 2017 года, когда глава российской дипломатии в ходе своего последнего визита в Вашингтон также был принят хозяином Белого дома.
В 2017 году было сразу несколько сюжетов: Дональд Трамп приветствует российскую делегацию, жмет руки Сергею Лаврову, приглашает гостей присесть на один из стоящих друг напротив друга диванчиков.
Фото нынешней встречи, во-первых, одно. А во-вторых — статичное: Дональд Трамп сидит за своим рабочим столом, сложив руки, Сергей Лавров стоит справа от него. Похоже то ли на старомодную семейную фотографию, то ли на фото фаната, только что взявшего автограф у кумира.
Причин, по которым эти снимки так отличаются, две.
Во-первых, на сей раз в Белый дом не пустили личного фотографа Сергея Лаврова. Съемка велась сотрудником администрации США.
Российской делегации объяснили, что в Белом доме новые правила, но, возможно, там просто рассчитывали таким образом избежать скандала мая 2017 года.
Тогда на первые протокольные минуты встречи Дональда Трампа и Сергея Лаврова пустили фотокорреспондента агентства ТАСС Александра Щербака, одновременно выполнявшего и функции «личника» российского министра. Та «живая» съемка — это его работа, именно ее на своем сайте вскоре после встречи в Белом доме опубликовал российский МИД.
Но американские журналисты были жутко недовольны. Их возмутило то, что на «протокол» пустили российского журналиста, в то время как местная пресса осталась за дверью. То, что Александр Щербак свою съемку предоставил МИДу и тот ее выложил в свободный доступ, для них аргументом не было. Раз ТАСС, значит не просто «личник», а журналист, а поскольку из американских агентств на встрече никого не было, то это дискриминация и ограничение свободы СМИ.
Ситуацию осложнило еще и то, что пресс-служба Белого дома фотографии, сделанные их штатным фотографом, сразу публиковать не стала. Соответственно, американским СМИ пришлось брать фото с сайта МИД РФ, что некоторые «из принципа» делать отказались.
Дело дошло до того, что ряд изданий, включая наиболее авторитетные, опубликовали комментарии бывших высокопоставленных сотрудников спецслужб США о том, что российский фотограф мог пронести и оставить в Овальном кабинете прослушивающую аппаратуру.
К слову, Александр Щербак и на сей раз был в составе пула Сергея Лаврова (уже не как «личник», а просто фотокорреспондент ТАСС). Журналисты шутили, что с предыдущей поездки прошло много времени, и пора менять батарейки в жучках, но в итоге в Белый дом пустили только дипломатов.
Вторая причина различия снимков с нынешней и прошлой встречи заключается в том, что в этот раз рассадка в Овальном кабинете была другой.
Как рассказал “Ъ” источник, близкий к российской делегации, сейчас Дональд Трамп всю встречу сидел за столом. Перед ним выставили стулья в два ряда: на первом — лицом к президенту США Сергей Лавров и госсекретарь Майк Помпео, на втором — члены их делегаций. Россиянам это напоминало то ли коллективный отчет у председателя колхоза, то ли урок в школе. Соответственно, когда в помещение вошел фотограф Белого дома, Сергею Лаврову ничего не оставалось, как встать рядом с сидящим Дональдом Трампом и повернуться к фотографу. Не садиться же на стол.
Впрочем, фотографии это внешний антураж, важнее, чтобы переговоры были результативными. Однако ни о каких прорывах по итогам объявлено не было, Сергей Лавров сказал, что прошли они в «позитивной атмосфере». С учетом нынешней конфронтации между Москвой и Вашингтоном это уже неплохо.
Как Сергей Лавров уговаривал Майкла Помпео обнародовать секретную переписку
В Вашингтоне прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств РФ и США Сергея Лаврова и Майкла Помпео. На пресс-конференции по их итогам дипломаты заявили о важности улучшения отношений, но разошлись по большинству из двусторонних и глобальных вопросов. При этом Сергея Лаврова особо волновала судьба двух документов: Договора о стратегических наступательных вооружениях — его он призывал продлить, и засекреченной переписки между Кремлем и Белым домом по поводу претензий о «российском вмешательстве» в американские выборы 2016 года — ее он предложил обнародовать. За тем, как на призывы российского гостя реагировал госсекретарь США, в Вашингтоне наблюдала спецкор “Ъ” Елена Черненко.