Венчур собрал фонды
Инвесторы отчитались об оживлении рынка
Венчурный рынок России продолжает оживать, а слухи об оттоке инвесторов из страны «сильно преувеличены», говорится в ежегодном исследовании «Венчурный барометр 2019». Из неоправдавшихся надежд участников рынка в нем отмечаются завышенные ожидания арабских, азиатских и государственных денег. Скептики же считают, что основная проблема венчурного рынка в России — «в его отсутствии».
Венчурный рынок России «продолжает оживать», говорится в ежегодном исследовании «Венчурный барометр 2019» (есть у “Ъ”), проведенном венчурным инвестором Алексеем Соловьевым в партнерстве с Российской венчурной компанией при участии MTS Corporate VC, EY и DS Law. Инвесторы в 2019 году оправдали планы по привлечению внешнего капитала в фонды — 75% респондентов привлекли новые вложения, что говорит о «здоровом состоянии рынка». В 2020 году привлекать деньги планируют больше опрошенных инвесторов, чем в 2019-м: 86% против 72%. Впрочем, по-прежнему разочаровывает инвесторов возможность выхода из проектов: в 2019 году их не случилось у 49% опрошенных, в 2018 году — у 59%.
Также не оправдались прошлогодние ожидания инвесторов инвестиций из азиатских и арабских стран: 32% опрошенных считали их перспективными, но в реальности привлекли таких инвесторов в 2019 году только 2% опрошенных. Кроме того, не оправдались надежды на то, что госкомпании станут активными стратегическими инвесторами и будут покупать стартапы, отмечает Алексей Соловьев, добавляя, что, возможно, «госкорпорациям нужно больше времени для разгона».
Существенное влияние на венчурный рынок продолжают оказывать внешние факторы, отмечается в исследовании.
Если в 2018 году главным событием для рынка была санкционная политика, то в 2019-м она уступила первенство делу основателя Baring Vostok Майкла Калви. Впрочем, заявления о почти полном оттоке инвесторов из страны в последние годы «сильно преувеличены», сообщается в исследовании: лишь около 5% от всей базы его потенциальных участников уехали из России и перестали заниматься венчурными инвестициями или инвестировать в российские проекты. Среди позитивных событий исследование называет успешное IPO «частного единорога» Headhunter в мае 2019 года.
Впрочем, многие аналитики со скепсисом относятся к оценкам рынка. Основной проблемой российского венчурного рынка остается его отсутствие, считает управляющий партнер фонда Impulse VC Кирилл Белов. «Это рынок, где всем участникам нужно уметь играть вдолгую, постепенно понимая правила игры и запросы друг друга. В условиях сжимающегося спроса и стагнирующей экономики всем профессиональным участникам интереснее искать себя на рынках вне России»,— уверен он, отмечая также, что на рынке мало потенциальных стратегов и все они — окологосударственные.
Венчурный рынок в России «практически отсутствует», и его главная проблема — отсутствие IPO в России, согласен инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его мнению, зарубежные IPO российских компаний, как правило, результат «удачного стечения обстоятельств». «Российская экономика занимает 2% от мировой, у нас есть геополитические проблемы, законодательные, проблемы стагнации — все это повышает риски. Инвестор может за одну и ту же цену инвестировать в разные страны, но в России риски очень высокие, плюс вы потом не сможете перепродать компанию, так как в России нет IPO и другие инвесторы могут не захотеть рисковать»,— скептичен аналитик. Он отмечает, что в такой ситуации стартапам зачастую остается делать продукт под конкретного заказчика — например, «Яндекс», Mail.ru Group и Сбербанк.