Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
На авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», находящемся на ремонте на заводе «Звездочка» в Мурманской области, произошел крупный пожар. История и тактико-технические характеристики корабля — в материале “Ъ”.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5 был заложен на Черноморском судостроительном заводе (Николаев, Украина) в сентябре 1982 года. Прежние названия — «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». Спущен на воду 4 декабря 1985 года. 20 января 1991 года вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Крупнейший корабль и единственный авианосец военно-морского флота России.
Наибольшая длина палубы — 306 м, наибольшая ширина — 72 м, высота — 64,5 м. Полное водоизмещение — 59 100 тонн, скорость полного хода — 29 узлов, дальность плавания при скорости 14 узлов — 8417 миль. Автономность плавания — до 45 суток. Экипаж — 1960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.
Главная энергетическая установка корабля включает четыре паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов мощностью по 1500 кВт каждый.
Вооружение корабля: 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-700 «Гранит», 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» (боезапас — 192 ракеты), восемь модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», шесть артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов), реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1».
Корабль может нести 26 самолетов и 24 вертолета. В ноябре 2016 года — январе 2017 года «Адмирал Кузнецов» впервые принял участие в боевых действиях. Палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре боевиков в Сирии. Всего за время похода в Средиземное море летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов. Два самолета были потеряны. 14 ноября 2016 года во время захода на посадку на борт корабля потерпел крушение истребитель МиГ-29К, 5 декабря того же года при посадке на корабль из-за обрыва троса аэрофинишера был потерян Су-33.
В 2001–2004, 2008 и 2015 годах корабль проходил ремонты. Последние работы по ремонту и модернизации корабля начались в 2017 году и должны были завершиться к 2021 году.