«Борис Джонсон добьется всего, чего хочет»
Андрей Остальский — о досрочных парламентских выборах в Великобритании
Судьба «Брексита», а также Бориса Джонсона может решиться на выборах в Великобритании 12 декабря. В стране открылись участки для голосования на внеочередных парламентских выборах. Фаворит — консервативная партия нынешнего премьера Джонсона. Ему противостоят лейбористы во главе с Джереми Корбином. Его левопопулисткая программа кажется слишком радикальной. Насколько активно британцы голосуют? Какие прогнозы дают предварительные опросы? По какому сценарию могут развиваться события в зависимости от исхода голосования? На эти и другие вопросы ответил корреспондент “Ъ FM” в Лондоне Андрей Остальский.
Голосование идет достаточно активно. Погода ему не способствует, но многие в Британии понимают, что это не просто очередные выборы, а выборы абсолютно экзистенциальные, то есть решающие судьбу страны, может быть, на десятилетия.
Надо получить больше 325 мест в Палате общин, чтобы добиться абсолютного большинства и принимать то законодательство, которое консервативной партии будет угодно, и, разумеется, прежде всего, в том, что касается «Брексита». При всех лозунгах о решении социальных проблем, об ассигнованиях на здравоохранение, на правоохранительные органы, на решение других социальных «болячек», накопившихся в стране — несмотря на все разговоры об этом, на самом деле выборы — о «Брексите».
Лозунг Бориса Джонсона, премьер-министра и лидера консерваторов: получив это большинство, я добьюсь скорейшего выхода Великобритании из Европейского союза уже в конце января будущего года,— вот этот лозунг, кажется, должен принести ему победу. Но почему кажется? Опросы настолько себя дискредитировали, в том смысле, что оказывались неточными, мягко говоря, что обозреватели уже скептически к ним относятся, да и обыватели тоже.
Что нужно знать о «Брексите»
Вот не явится из-за погоды энное количество людей определенной социальной категории, и все может перемениться. И большинство получат консерваторы, но не настолько прочное, чтобы сформировать однопартийное правительство. А если они окажутся в зависимости от других партий, должны будут вступать в коалиции, это уже сложное дело, и непонятно, чем оно закончится.
Наиболее авторитетный опрос компании YouGov показывает, что вроде прочное большинство Джонсону получить удастся. Я повторю, нельзя на 100% даже этому авторитетному опросу верить. Но есть такая надежда у политика — он добьется всего, чего хочет. У него сейчас четко отлаженная партийная машина.
Зарубежные СМИ: Какой вариант «Брексита» выберет Великобритания?
Джонсон избавился от либеральных консерваторов — исключил их из партии. Все будут голосовать так, как он велит, и, значит, он примет все необходимое законодательство для того, чтобы Британия из Евросоюза вышла 31 января. Но дальше начинается интересная история. До конца 2020 года будет переходный период, как будто Британия по-прежнему будет членом Европейского союза в том, что касается движения товаров, людей и так далее. А вот к концу 2020 года все должно прекратиться, и вместо переходного периода будет уже какое-то постоянное соглашение об экономическом сотрудничестве. Так вот лидеры ЕС в один голос говорят, это невозможно — слишком короткий срок: мы за 11 месяцев не сможем договориться, и тогда будет жесткий «Брексит», то есть нарушение всех экономических связей, все те кошмары, которые рисовали люди с воображением и большинство экономистов. Или же что-то другое? Посмотрим.
Какому-то количеству избирателей импонирует риторика Джереми Корбина, но большинству, видимо, нет.
Многие серьезные обозреватели выстраивают такую логику: устали от консерваторов люди, у Бориса Джонсона рейтинг отрицательный, любой приемлемый для общественного мнения лидер сейчас легко бы победил лейбориста. Но Джереми Корбин дискредитирован в глазах, скажем, правых и центристов своими радикальными социалистическими лозунгами, потому что в трудах всех этих теоретиков, окружающих его, прямо говорится: мы не хотим никакой социал-демократии, мы хотим полного социализма марксистского типа, хотим огосударствления экономики.
То есть как критики Корбина говорят, он хочет строить Венесуэлу Уго Чавеса в Великобритании, и это, конечно, пугает многих — необязательно только состоятельных людей. А на леволиберальном фланге отвращение вызывает тот факт, что в Лейбористской партии оказался укорененный антисемитизм, с которым Корбин фактически не борется, то есть борется на словах, а на самом деле ничего для этого не делает, чтобы искоренить это позорное явление. Вот в результате популярность Лейбористкой партии упала до невероятно низких показателей и только благодаря этому, говорят эти обозреватели, Борис Джонсон имеет шанс победить.