«Для массовой газеты отсутствие предпочтений — основа репутации»

Виктор Лошак — о 100-летнем юбилее «Московского комсомольца»

Газете «Московский комсомолец» исполнилось 100 лет. Журналист Виктор Лошак рассказывает об удивительном феномене независимости и долголетия.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Какая газета не любит сказать о себе доброе слово? Вот и «Московский комсомолец» в день юбилея посвятил собственной дате почти все страницы. На обложке опубликовали шапку газеты «Юный коммунар» — орган московского комитета Российского коммунистического союза молодежи,— за 11 декабря 1919 года. Один из лозунгов над названием — «Будущее принадлежит нам!» В этом ошибиться было трудно: СССР так натренировал комсомольцев, что именно они в конце прошлого века стали передовым отрядом капитализма.

Например, главный редактор и владелец «Московского комсомольца» Павел Гусев был в Москве первым секретарем райкома комсомола — этой школой жизни гордится он и теперь. Он уже сам объясняет, как делать самую популярную столичную газету, где во главе угла стоят судьба и интересы простого человека. И действительно, если вы не хотите заморачиваться высоколобой экономикой и политикой, то всегда найдете прямо на первой полосе «Московского комсомольца», кто кого зарезал и что конкретно прижгла утюгом жена неверному мужу.

Трудно поверить, что 36 лет человек может выживать на раскаленной сковороде должности главного редактора ежедневной газеты. Мне кажется, что Гусев за эти годы приобрел какие-то тайные знания. Вот вчера на первой полосе крупно два портрета и два поздравления: Владимир Путин и Сергей Шойгу. Может, Павел Николаевич уже что-то знает про 2024 год? С другой стороны, нет среди поздравляющих ни московского мэра, ни всех, кто расположен на лестнице власти между президентом и его любимым министром. Это тоже что-то значит?

«Московский комсомолец» — лабораторный пример того, чем отличается частное издание, для которого доверие и любовь читателей — основа существования, от многочисленного отряда государственных газет и телеканалов, уныло тянущих изо дня в день свою «хвалебную песнь».

«Московский комсомолец» ссорится, разоблачает, публикует подноготную. Газета бывает и обманутой, и пристрастной. Одним словом, наживает врагов. Но «Комсомолец» празднует вековой юбилей, а что с его врагами – не всегда понятно. Вот «Наши» доблестно пикетировали редакцию, называли Гусева предателем, но тот вместе с газетой каждое утро с нами, а комиссар «Наших», утомившись патриотической борьбой, отвалил навсегда в Европу. Теперь они могут встретиться на Октоберфесте и поднять кружку пива за страну. Каждый за свою. При этом Гусев, как всегда, за Россию.

Для массовой газеты отсутствие предпочтений — основа репутации.

Министры, зэки, многодетные матери, гламурные модели, модные писатели, политики — от ветхого Владимира Жириновского до юного Егора Жукова. Отсюда Путину идут гневные «письма президенту», и здесь же вы наверняка найдете рассуждения о мудрой политике Кремля. Всем и всему есть место у этих потомков «юных коммунаров».

За сто лет у каждого этапа «Московского комсомольца» были свои звезды. Сейчас это, наверное, Петр Спектор, Михаил Ростовский, Ева Меркачева, Александр Минкин, Вадим Поэгли, Александр Мельман. Но есть имя, которое в газете вспоминают всегда, когда собираются — Дима Холодов. В 1994 году этого журналиста-расследователя взорвали, пытаясь так предотвратить разоблачительную публикацию. Ему было 27 лет. И один лишь этот факт скажет вам, насколько все и серьезно, и опасно, если журналистикой заниматься так, как нередко умеют в «Московском комсомольце».

Кто убил Дмитрия Холодова

Смотреть

Вся лента