Ласточки требуют тюнинга
Пассажирские перевозки
Агрегаторы такси появились на российском рынке около 15 лет назад, однако широкую популярность получили не так давно. В последние пару лет их названия все чаще звучат в СМИ в контексте происшествий, а сами водители нередко жалуются на монопольность рынка. Эксперты уверены, что готовящийся ко второму чтению законопроект пойдет на пользу сфере, однако приведет к росту цен на услуги такси.
Закон выходит на второй круг
Сейчас в России нет профильного закона, который бы регулировал деятельность такси, а тем более агрегаторов. Однако в прошлом году несколько депутатов «Единой России», среди которых председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков и председатель комитета по транспорту и строительству нижней палаты парламента Евгений Москвичев, внесли в Госдуму законопроект «О госрегулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси».
Самая большая часть законопроекта посвящена агрегаторам такси. По словам Вячеслава Лысакова, они «кардинально изменили отрасль»: снизили цены на рынке и повысили качество услуг. Парламентарии предлагают выдавать разрешения таксистам на срок от пяти лет, отменить обязательную цветовую гамму кузова. Кроме того, водители должны иметь для работы стаж не менее трех лет, а таксопарки — проводить предрейсовый контроль автомобилей.
При подготовке ко второму чтению к законопроекту возникло немало претензий. Так, в Государственно-правовом управлении администрации президента полагают, что документ в представленной редакции не может быть рекомендован к принятию, поскольку это ограничит рынок агрегаторов такси и приведет к росту цен. В частности, в ведомстве считают, что законопроект не содержит четких требований в части безаварийного опыта езды, а требования о наличии у водителя российского гражданства и водительских прав противоречат закону «О безопасности дорожного движения»: запрет осуществлять предпринимательскую деятельность с иностранными правами не распространяется на граждан государств, где русский язык закреплен в качестве официального.
Застрахуй меня частично
В прошлом году суд впервые привлек агрегатора такси к ответственности, обязав ООО «Такси Престиж» выплатить родственникам погибшей в аварии женщины около 700 тыс. рублей. Это был первый случай, когда суд признал агрегаторов такси стороной договора перевозки,— это означает, что в случае ДТП они несут такую же ответственность, как водители, и обязаны возместить ущерб пострадавшим. «Принимая заказ от пассажира, ООО "Такси Престиж" фактически приняло на себя обязательство по оказанию услуги перевозки и давало клиенту информацию о предоставляемых им услугах (марке машины, времени прибытия), что позволяло пассажиру рассчитывать на перевозку пассажиров такси технически исправным автомобилем и компетентным водителем»,— поясняет решение суда старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner Russia Инна Неминущая. Аргумент о том, что ООО «Такси Престиж» было только «информационным посредником», собирающим информацию о клиентах и размещающим ее в доступной для всех водителей системе, не стал основанием для освобождения организации от ответственности.
По словам Инны Неминущей, судебная практика за 2019 год показывает, что тенденция привлечения судами к ответственности агрегаторов такси наряду с водителями, собственниками транспортных средств и/или страховыми компаниями за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, все-таки складывается. Например, в апреле Мосгорсуд взыскал с «Яндекс.Такси» почти 300 тыс. рублей по аналогичной с «Такси Престиж» ситуации.
Юристы напоминают, что сегодня в России не действует никаких правил по обязательному страхованию пассажиров такси, поскольку закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» на них не распространяется. «Единственной гарантией компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира в случае ДТП с такси, является самый обычный полис ОСАГО, лимит выплат по которому — 500 тысяч рублей»,— поясняет партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт. Инна Неминущая замечает, что этот вопрос не был решен на страницах нового законопроекта.
«Сегодня крупнейшие агрегаторы предоставляют услугу добровольно-обязательного страхования пассажира: отказаться от нее в большинстве случаев нельзя, услуга предоставляется при осуществлении заказа такси, хотя большинство пассажиров вообще не догадывается о ее существовании. Никаких законодательно закрепленных механизмов защиты интересов клиентов этих агрегаторов как не было, так и нет»,— говорит Павел Иккерт.
Безопасно мы поедем
Один из крупнейших агрегаторов, «Яндекс.Такси», на своем сайте рассказывает о девяти мерах безопасности. В компании утверждают, что они занимаются мониторингом манеры и скорости вождения водителей. Так, если водитель регулярно превышает скорость на 20 км/ч и больше, ему приходит предупреждение. Если после нескольких предупреждений водитель продолжает ездить слишком быстро, алгоритм закрывает ему доступ к заказам сервиса. То же самое происходит, если система замечает у водителя неаккуратные случаи вождения: резкие торможения, ускорения и повороты. Однако на сайте не указано, сколько именно предупреждений нужно получить для того, чтобы доступ к приложению для водителя был закрыт.
Все пассажиры и водители «Яндекс.Такси» во время поездки застрахованы на 2 млн рублей. «Страхование действует с момента нажатия водителем кнопки "В пути" и прекращается после закрытия поездки. Застрахованных пассажиров не может быть больше, чем посадочных мест в автомобиле»,— уверяют в компании. Также в «Яндекс.Такси» предлагают опцию «доверенные контакты», которая доступна в приложении. Если в поездке что-то случится, при нажатии на кнопку «Попросить связаться со мной» геолокация автоматически отправится по SMS.
Агрегаторы Bolt, Gett и «Ситимобил» не рассказывают об организации системы безопасности на своих сайтах так подробно, ограничиваясь общими формулировками: «При малейшем нарушении качества и уровня обслуживания провинившийся водитель автоматически отключается от системы» или «Мы предъявляем высокие требования к таксопаркам партнеров, все водители проходят обучение и аттестацию, автомобили проверяются на соответствие стандартам». Порядок выбора таксистов в компаниях примерно одинаковый: это беседы, тестирования, проверка всех необходимых документов.
Одна из главных претензий к такси в их нынешнем виде — большое количество «нелегалов». На ноябрьском заседании Московской торгово-промышленной палаты обсуждалась статистика вождения без разрешений в разных агрегаторах. По представленным данным, почти у трети проверенных такси не оказалось разрешения, а главным нарушителем оказался агрегатор такси «Максим»: более чем у 90% проверенных машин разрешения не оказалось. Лучше всего обстоят дела у «Яндекс.Такси» и Uber. В их случаях процент «нелегалов» в штате равен примерно 6% и 3% соответственно.
Шашечный протест
После прихода на рынок агрегаторов таксисты начали жаловаться на монополизацию сферы, снижение заработных плат, а некоторые — на профессиональные стандарты. Устанавливаемые цены уже не раз становились поводом для забастовок таксистов в разных регионах страны. Один из самых крупных протестов прошел 10 апреля прошлого года: водители на протяжении всего дня не запускали приложения, работая исключительно с заказами местных диспетчерских служб. Водителей, которые отказались бастовать, заваливали фейковыми заказами сами протестующие, отправляя их в наиболее отдаленные места городов. В Москве несколько тысяч таксистов собирались в разных точках, сигналя и привлекая к себе внимание. Подобные, однако менее многочисленные акции проходят регулярно по всей стране.
В ноябре в Госдуме даже предложили ввести региональные квоты на количество разрешений для таксистов. Заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов считает, что это обеспечит водителям достойный заработок и повысит безопасность поездок. Однако и такое предложение в среде водителей восприняли критически. Очередная протестная акция таксистов прошла в начале декабря.
В колесо с будущим
Глава общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что сейчас агрегаторы применяют недостаточные меры для обеспечения безопасности пассажиров: «Необходимо более системно следить за выходом водителя в рейс, проверять его во время рабочего дня, обеспечивать пассажира "красной кнопкой", чтобы подать сигнал, если водитель будет применять по отношению к нему силу или грубость. Агрегаторы уже сейчас могут ввести экзамен на знание языка и города, навыки вождения и не только, все это будет способствовать повышению безопасности в данной сфере»,— полагает он. Среди обязательных составляющих законопроекта о регулировании рынка такси эксперт видит повышение требований к водителям: «Выдача разрешений должна распространяться не только на автомобиль, но и на физическое лицо. В этой сфере должны работать водители с российским водительским удостоверением. При возникновении ДТП должен быть понятный порядок действий по получению компенсации. Кроме того, следует создать национальную систему по контролю за работой такси и вести федеральный реестр выданных разрешений, чтобы при отсутствии водителя в этой базе агрегатор не смог подключить его к работе»,— уверен Илья Зотов.
Председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков говорит, что сейчас водителей агрегаторов не устраивает отсутствие ответственности, трудовых прав и профессиональных стандартов в отрасли, низкая безопасность труда, а также высокий процент агрегаторов на рынке. По его мнению, таксопарки все так же криминальны, поскольку сдают в аренду автомобили физическим лицам, что запрещено. И новый закон, по словам Андрея Попкова, упорядочит рынок агрегаторов: «Они должны нести полную ответственность наравне с другими участниками таксоперевозок».
Инна Неминущая считает, что принятие законопроекта пойдет на пользу рынку легкового такси, однако замечает: говорить о последствиях такого решения пока рано. В готовящемся законопроекте она обращает внимание на требования к службам заказа легкового такси. Агрегаторы должны будут обрабатывать информацию о заказе с использованием баз данных, находящихся на территории России. К первому дню работы на своем сайте им надо будет разместить информацию о размере тарифов на перевозку, установленных фрахтовщиками, заключившими договоры со службой заказа легковых машин. «Это требование с учетом информационного характера деятельности службы заказа такси, по сути, лишает возможности агрегатора устанавливать единые тарифы на услуги. В силу того что каждый фрахтовщик будет устанавливать свою стоимость, потенциально она может существенно вырасти для пассажиров»,— замечает юрист. С ней солидарен Павел Иккерт, считающий, что на пользу агрегаторам пойдет введение института обязательного страхования в этой сфере.