WADA выложило карты
Обнародованы детали обвинений России в нарушении антидопинговых правил
Всемирное антидопинговое агентство (WADA) выложило в публичный доступ доклад комитета по соответствию (CRC), на основании которого российский спорт был подвергнут жестким санкциям. В 62-страничном отчете приводятся, как считают в WADA, доказательства того, что российская сторона осуществляла манипуляции с базой данных Московской антидопинговой лаборатории не просто до ее передачи представителям WADA, но и даже в день, когда она состоялась. Описана в докладе и позиция российской стороны. Она сводится к тому, что виноват во всем Григорий Родченков, манипуляций не было. При этом факт изменения данных в базе в целом не оспаривается.
Всемирное антидопинговое агентство опубликовало доклад CRC, на основании которого в начале недели было принято решение о четырехлетнем запрете российским спортсменам использовать свой флаг на «главных» международных соревнованиях. WADA использует формулировку «major events». Предполагается, что это Олимпийские игры и чемпионаты мира.
В обширном 62-страничном докладе приводятся данные, ставшие основанием для наказания российского спорта. Они, надо признать, весьма детальные. Так, в отчете отмечается, что изменения в базу данных московской лаборатории (LIMS), вопреки заявлениям российской стороны, вносились непосредственно перед ее передачей представителям WADA — это было ключевым условием восстановления в правах Российского антидопингового агентства (РУСАДА).
Например, эксперты WADA уверены, что не позднее 23 декабря 2018 года (московская база согласно договоренностям должна была быть передана WADA до 31 декабря) из базы LIMS были удалены логи за 2012–2014 годы.
После 23 ноября были удалены логи за 2015 год. 25 ноября 2018 года «некто» модифицировал и сфабриковал сообщения во внутреннем чате базы. 17 декабря 2018 года Евгений Мочалов, системный администратор базы, откатил систему на 12 ноября 2015-го. То есть за пять дней до бегства из России в США директора московской лаборатории Григория Родченкова. После внесения необходимых изменений в файлы систему вернули в реальное время. Однако господин Мочалов, считают в WADA, ошибся и ввел вместо «американского» формата даты 2019.01.08 «европейский» — 2019.08.01, отправив тем самым базу данных в август, то есть в будущее. Позже система в автономном режиме исправила время, но запись об ошибке сохранилась.
В документе уделяется значительное внимание резервному диску базы данных. Утверждается, что на нем запускались команды затирания данных нулями, исключающие возможность восстановления удаленных файлов. При этом манипуляции с данными осуществлялись даже незадолго или непосредственно перед передачей их WADA. Так с 1 по 9 января 2019 года были удалены примерно 20 тыс. файлов. Непосредственно 9 января были стерты данные за 2008–2011 годы. Они якобы были заменены сфабрикованными сведениями. Даже 10 января 2019 года, в день, когда представители WADA получили доступ к базе, было удалено еще 200 файлов.
В отчете отмечается также, что стирание данных происходило по тегам «Сочи», «2014» и «2015».
В общей сложности были, как уже ранее сообщалось, испорчены данные тестирования 145 атлетов. Однако суммарные масштабы корректировок были куда шире. Изменениям или удалению подверглись около 15 тыс. файлов и папок.
В докладе обращается внимание и на то, что LIMS существовала на двух дисках — главном и резервном. Проблемы возникли со вторым. Он, уверены в WADA, подвергался манипуляциям. Эксперты WADA заключили, что не могут быть уверены в том, что предоставленный им резервный диск содержит аутентичные данные, поскольку в системе есть следы неоднократных смен носителя.
Доклад проливает свет и на аспекты внутренней кухни московской лаборатории. Например, сообщается о наличии внутреннего форума, в котором заинтересованные в сокрытии допинг-случаев лица обменивались информацией. При этом все пользователи делились на две категории: условно высшую и условно рядовую. Причисленные к первой — а среди них помимо Григория Родченкова значились еще шесть человек, включая Евгения Мочалова и его супругу, временного директора лаборатории Елену Мочалову,— могли видеть всю информацию по тестам спортсменов. Сотрудники, не обладавшие высоким уровнем доступа, получали зачастую неверную информацию. То есть даже при наличии положительного теста на допинг им демонстрировались данные об отрицательном тесте.
В докладе описываются и российские ответы на претензии. Упор в них делается на то, что сервера, на которых работала LIMS, старые и нестабильные, что Родченков удаленно входил в систему даже после бегства в США, что у сотрудников лаборатории не было инструкций по работе с базой, что вело к непреднамеренным ошибкам, что удаление файлов является нормальным результатом функционирования базы. Ну и на то, что, поскольку база скомпрометирована, в расчет стоит принимать только оставшиеся изначальные (RAW) данные.