Расписание недели

20–27 декабря


Фото: предоставлено Гараж

фильм

Фаусто

Лекторий МСИ «Гараж» 20 декабря, 20.00

Постколониальная полудокументальная версия «Фауста», снятая Андреа Бусман в мексиканском штате Оахака и получившая спецприз жюри на фестивале в Локарно. Индейские предания сплетаются здесь с завезенным завоевателями европейским фольклором, антропология — с документалистикой, а человек — с дьяволом.


Фото: SNC; Tritone Cinematografica

фильм

Бассейн

Кинотеатр «Каро 11 Октябрь» 20 декабря, 15.00

Криминальная мелодрама из жизни отдыхающих на Лазурном берегу с Аленом Делоном, Роми Шнайдер, Джейн Биркин и Морисом Роне в главных ролях. Фильм Жака Дере, тут же ставший символом гламура 60-х (художником по костюмам был великий Андре Курреж), перезапустил карьеру Шнайдер, прославил 23-летнюю Биркин и стал хитом проката. Посмотреть историю убийства на почве страсти, в купальниках разыгранную самой душераздирающей парой европейского кино (Делон и Шнайдер расстались за четыре года до «Бассейна»), в 1969 году мечтал каждый житель земли. Повторить формулу Дере, снявшего антибуржуазный манифест в максимально буржуазной обстановке, пытались уже дважды: в 2002 году оммаж «Бассейну» снял Франсуа Озон, в 2015-м — Лука Гуаданьино, на роль Шнайдер позвавший Тильду Суинтон.


Фото: Ленфильм

фильм

Рабочий поселок

Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус) 20 декабря, 19.00

Фильм Владимира Венгерова 1965 года по сценарию Веры Пановой — к сожалению, почти забытая классика «ленинградской школы», один из лучших советских фильмов, рассказывающих о ветеранах, и единственный в своем роде, посвященный преодолению военной травмы, физической и психологической. Герой Олега Борисова вернулся с войны ослепшим, и Венгеров подробно показывает быт и нравы послевоенного времени с точки зрения инвалида: алкоголизм, уход жены, нищенство и тяжелая реабилитация. Внимание к деталям, утопленность сюжета в быт предвосхищают весь будущий кинематограф Алексея Германа (на «Рабочем поселке» Герман был вторым режиссером), а тема инвалидности неожиданно напомнит сегодняшним зрителям «Дылду» Кантемира Балагова.


Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

концерт

Little Big

ДС «Мегаспорт» 20 декабря, 19.00

Илья Прусикин и Little Big в какой-то момент казались настолько большой и мощной вещью, что им прочили место нового «Ленинграда». Little Big вместе с друзьями-блогерами и коллегами по лейблу Little Big Family безраздельно властвовали в русском YouTube, а в 2018-м выпустили хит «Skibidi», продемонстрировав, что из режима «андерграунд» в режим «мейнстрим» способны переключаться быстро и легко. Последовавшие за «Skibidi» поп-треки были лишены той интригующей червоточины, которая была свойственна ранним Little Big. В «Википедии» по-прежнему можно прочитать, что источниками вдохновения Little Big были Cannibal Corpse, NOFX, Red Hot Chili Peppers, The Prodigy, Антонио Вивальди и Вольфганг Амадей Моцарт. Но на деле Little Big сегодня — это скорее Scooter, а местами даже 2 Unlimited.


Фото: NetFlix

фильм

Два папы

Netflix с 20 декабря

Фильм бразильца Фернанду Мейреллиша («Город Бога», «Преданный садовник») по сценарию Энтони Маккартена («Богемская рапсодия», «Темные времена»), в основе которого — воображаемые беседы папы Бенедикта XVI, добровольно отрекшегося от престола в 2013 году, со своим будущим преемником папой Франциском (до избрания — кардиналом Хорхе Марио Бергольо), первым в истории папой из Латинской Америки. Бенедикта играет великий Энтони Хопкинс, Франциска — великий Джонатан Прайс, а «Два папы» — не только гениальный актерский поединок, но и настоящая битва двух мировоззрений, консервативного и прогрессивного. Фильм представлен в четырех номинациях на «Золотом глобусе» (по номинации у Хопкинса и Прайса, а также за лучший драматический фильм и лучший сценарий). Впереди, надо думать, «Оскар».


Фото: Катя Белявская

выставка

Пусть счастливая звезда сияет в высоте

Галерея «ГУМ-Red-Line» 20 декабря — 22 января

Легкомысленная новогодняя выставка легкомысленного куратора Елены Крыловой: пожелания встретить счастливую звезду от созвездия очень молодых и относительно молодых художников (Людмила Баронина, Алина Глазун, Иван Горшков, «ЕлиКука», Юлия Картошкина, Ольга Кройтор, Ростан Тавасиев, Иван Тузов, Саша Фролова, Валерий Чтак) и бонус — гороскоп на год Металлической Крысы в исполнении известного ясновидца Пахома.


Фото: Blitz Films, Аэроплан

мультфильм

Фиксики против кработов

с 21 декабря

Второй полнометражный фильм о новых приключениях героев популярного мультсериала, который в 2009 году придумал режиссер и продюсер Александр Татарский. А точнее — позаимствовал идею из книги Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки», в которой описан особый род домовых, живущих в электроприборах и следящих за тем, чтобы те не сломались раньше своего гарантийного срока. В новой серии фиксики, обучающиеся мастерству починки техники в лаборатории профессора Чудакова, столкнутся с механическими противниками — кработами. И конечно же, в ход снова идет главный макгаффин этой анимационной вселенной — тайна существования фиксиков.


Фото: machete.band

концерт

Machete

Gipsy 21 декабря, 18.00

В 2011 году лидер поп-рок-группы «Токио» Ярослав Малый представил скромный, но трогательный клип своего сайд-проекта Machete «Нежность». Это был первый в России случай, когда интуитивная режиссура «под хоум-видео» в сочетании с грамотным продвижением в YouTube сделали хит из достаточно ровной песни, которую в другом контексте никто и не заметил бы. Группу «Токио» теперь мало кто вспомнит, а вот за Machete следить интересно. Под этим заголовком Ярослав Малый успел переиграть много разной музыки и прийти к стилю, который, вероятно, правильнее всего будет назвать «крупнобюджетный этно-поп».


Фото: Олимпия Орлова

спектакль

Кошка на раскаленной крыше

Электротеатр «Станиславский» 21, 22 декабря, 19.00

Теннесси Уильямс в тренде на Тверской — почти одновременно премьеру «Кошки» показали в двух соседних домах: одну — в ТЮЗе, вторую — в Электротеатре. Спектакль Электротеатра поставлен той же командой, которая два года назад показала здесь моноспектакль «Пятно на стене», инсценировку рассказа еще одного классика американской «психоаналитической» литературы, Вирджинии Вулф. Режиссер Полина Fractall и сценограф Варвара Тимофеева любят эстетизированные, сильно стилизованные решения и пространства. В случае с «Кошкой» объект эстетизации — голливудское кино золотого века, действие происходит на съемочной площадке, актеры, не выходя из образа, выясняют отношения не только перед камерой, но и в перерывах между съемками.


концерт

Федоров и Крузенштерн

«Шестнадцать тонн» 21 декабря, 20.00

Лидер «Аукцыона» Леонид Федоров приучил поклонников к тому, что альбомы его сайд-проектов, как и сольные работы, выходят под Рождество. Соответственно, и концертные презентации пластинок проходят, когда у большинства коллег музыканта в разгаре сезон корпоративов. Федоров и корпоративы находятся в разных вселенных, поэтому он спокойно может выступать хоть 31 декабря. Поклонники все равно придут и будут внимать каждому слову. На этот раз слова принадлежат авторству Дмитрия Озерского и будут взяты из нового альбома «Из неба и воды», который Леонид Федоров и его партнер по проекту «Федоров и Крузенштерн» Игорь Крутоголов выпустят как раз в день концерта.


Фото: Ксения Бубенец

спектакль

Ночь в отеле

Театр Олега Табакова 25, 26 декабря, 19.00

После двух чрезвычайно успешных «перезапусков» репертуарных хитов прошлых лет («Матросская тишина» и «Ревизор»), Владимир Машков, худрук «Табакерки», ставит еще один практически беспроигрышный шлягер — пьесу британца Терри Джонсона, в которой речь идет о встрече Мэрилин Монро, Альберта Эйнштейна, Джозефа Маккарти и бейсболиста Ди Маджо в 1953 году. Встречаются они, как следует из названия, ночью в отеле, и зовут их в пьесе просто Актриса, Профессор, Сенатор и Спортсмен. В 1985 году Николас Роуг чрезвычайно успешно это пьесу экранизировал — с Тёни Кертисом и Терезой Расселл. В московский версии Профессора сыграет Авангард Леонтьев, Бейсболиста — Сергей Угрюмов, Сенатора — Михаил Хомяков, а Актрису — Ольга Красько.


Фото: предоставлено пресс-службой театра

спектакль

История года

Центр им. Вс. Мейерхольда 25–27 декабря, 13.00 и 19.00 28–29 декабря, 14.00 и 19.00

Отличная альтернатива всем новогодним «щелкунчикам» для тех, кому не хочется погружаться в торжественную атмосферу академических театров. Театрально-цирковое представление, поставленное Еленой Польди, предназначено для детей и родителей любого возраста. Слов нет, музыки много — и самой разной, от Россини до алтайской народной. Артисты «нового цирка» разыгрывают историю прихода Нового года — со всем акробатическим изяществом. От фокусников до дрессировщиков — все цирковые специалисты превращаются на один час в театральных актеров. В стоимость билета входит новогодний подарок.


Фото: Музей истории российской литературы им. В.И. Даля

выставка

Как рождается сказка: книжные миры Бориса Диодорова

Музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Доходный дом Любощинских—Вернадских на Зубовском бульваре 25 декабря — 5 апреля

Выставка в 85-летию заслуженного советского художника детской книги Бориса Диодорова, который в последние годы передал Литературному музею более 900 иллюстраций к сказкам Милна, Андерсена, Линдгрен, Лагерлёф, Трэверс, Заходера, Бажова, Кассиля и других классиков. В экспозиции — наброски, акварели, офорты и книги самого Диодорова, а также работы его многочисленных учеников. Последние проведут на выставке мастер-классы по печатной графике для детей.


Фото: Asymmetrical Productions

фильм

Малхолланд-драйв

Кинотеатр «Каро 11 Октябрь» 26 декабря, 20.00

Специальный показ триллера, регулярно возглавляющего списки лучших фильмов ХХI века, за который Дэвид Линч получил приз за режиссуру в Канне и третью номинацию на «Оскар». Психоделическую историю приключений в Голливуде классических нуарных девушек — брюнетки (Лаура Хэрринг) и блондинки (Наоми Уоттс) — называли и парафразом уайлдеровского «Сансет-бульвара», любимого фильма Линча, и сном актрисы-неудачницы в исполнении Уоттс, и критикой студийной системы. Сам Линч, как всегда, комментировать свой фильм отказался, так что трактовками «Малхолланд-драйв» занимаются до сих пор — в том числе и снявшиеся в нем актеры, которым Линч тоже ничего не объяснил.


Фото: Yellow, Black & White

фильм

Холоп

с 26 декабря

Клим Шипенко («Салют-7», «Текст») на этот раз демонстрирует креативный подход к реновации советской и не только киноклассики: «Холоп» — новогодняя комедия, в которой Леонид Гайдай встречается с Питером Уиром, а «Иван Васильевич меняет профессию» — с «Шоу Трумена». Отец-олигарх (Александр Самойленко), чтобы перевоспитать сына (Милош Бикович), соглашается на рискованный эксперимент своего приятеля-психолога (Иван Охлобыстин), в результате которого сын попадает в подстроенную аварию и оказывается в 1860 году — а на самом деле в грандиозном реконструкторском спектакле, разыгранном для него одного.


Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ

фильм

Союз спасения

с 26 декабря

Высокобюджетный долгострой продюсерского тандема Константина Эрнста и Анатолия Максимова, третья их совместная работа с режиссером Андреем Кравчуком — уникальный случай в русском кинематографе, когда авторы не просто снимают дорогое кино для новогоднего уикенда, а последовательно обращаются к образу прекрасной России прошлого (как они себе его представляют). После Колчака («Адмирал») и князя Владимира («Викинг») очередь дошла до восстания декабристов. Первая информация о фильме совпала с событиями на Болотной площади, однако за время производства картины история успела пойти на второй круг, и «Союз спасения» выходит в разгар обсуждения приговоров по «московскому делу».


Фото: Пионер

мультфильм

Ходячий замок

с 26 декабря

Повторный прокат одного из самых известных фильмов Хаяо Миядзаки, который в 2004 году открывал Венецианский кинофестиваль, а в 2006-м был номинирован на «Оскар». Аниме поставлено по одноименному роману британской писательницы Дианы Уинн Джонс, а на сам образ ходячего замка, по словам режиссера, его натолкнула избушка на курьих ножках из русских народных сказок.


Фото: Кинокомпания CTB, Анимационная студия Мельница

мультфильм

Иван Царевич и Серый Волк — 4

с 26 декабря

Новая серия приключений жителей Тридевятого царства, выпущенная к Новому году студией «Мельница». Основная коллизия напоминает блокбастер «Зверопой» 2016 года (две номинации на «Золотой глобус»), в котором на музыкальном конкурсе выступают забавные звери. «Зверопой по-русски», где в песенном конкурсе участвуют любимые герои, задумывался как пародия на шоу «Голос» (сценарий по традиции франшизы написан «Квартетом И»). Бонусом к поющим павлинам, соловьям и хомякам выступает хор соленых огурцов — наш ответ заграничным миньонам (ждем, что к пятой части у них появится и свой собственный Грю).


Фото: Музей Москвы

выставка

Фамильные ценности

Музей Москвы 26 декабря — 15 марта

150 лет истории института семьи — от патриархально-домостройной модели к советской ячейке социалистического общества. Семейные ценности в прямом и переносном смыслах, начиная с игры «Флирт цветов» начала XIX века и заканчивая пылесосом «Ракета» 1963 года, в ракурсе культурной антропологии и социологии. Эволюция приданого, фамильные «скелеты в шкафу», ритуалы семейного воспитания, скорбные реликвии — вроде салфетки, вышитой Анной Лариной-Бухариной в ссылке, или тюбетейки, сделанной Александрой Канторович в АЛЖИРе, из собрания Музея истории ГУЛАГа.


Фото: предоставлено пресс-службой галереи

выставка

Я, Майя Плисецкая

Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» 17 декабря — 19 января

Тотальная инсталляция к 95-летию балерины сделана театральной художницей Марией Трегубовой на основе автобиографии-бестселлера «Я, Майя Плисецкая». Зрителю предстоит буквально пройти жизненный путь героини, переходя из танцевального класса в белую комнату, посвященную любви и музыке Родиона Щедрина, а оттуда — в черную, посвященную взаимоотношениям с советской властью, чтобы, вопреки всему, все же подняться по бесконечной лестнице славы и признания.


Фото: Анна Андреева/частная коллекция

выставка

Анна Андреева. Советский оп-арт. Экспериментальный дизайн 1960-х

Галерея «Эритаж» до 10 марта

Полсотни эскизов и образцы тканей, выполненные по рисункам Анны Андреевой, бывшей в 1964–1984 годах ведущим специалистом экспериментального отдела шелковой фабрики «Красная Роза». Воспоминания о текстильном дизайне ВХУТЕМАСа, роман русского авангарда с русским народным «примитивом», абстракция в версии Элия Белютина, а также геометрия оп-арта и эксперименты Виктора Вазарели — о новейших течениях в искусстве буржуазного Запада художница узнала в начале 1960-х, съездив в командировку в Лондон.


Фото: предоставлено MMOMA

выставка

MMOMA 99/19

Московский музей современного искусства на Петровке до 17 мая 2020

Московский музей современного искусства отмечает двадцатилетие традиционной выставкой-головоломкой на основе своего собрания, сделанной совершенно нетрадиционным образом. Двадцать профессионалов в самых разных областях — по человеку на год юбилейной двадцатки — выберут работы из музейной коллекции, чтобы с их помощью представить свое видение атмосферы 1999-го, года основания музея. Итак: Бернар Блистен, Мартин Крид и Зураб Церетели (искусство), Михаил Алшибая (медицина), Алена Долецкая (медиа), Андрей Малахов (телевидение), Владимир Мухин (гастрономия), Ольга Трейвас (архитектура), Диана Вишнева (танец), Алиса Хазанова (кино), Федор Конюхов (мореплавание), Илья Лагутенко (музыка), Андрей Артемов (мода), Олег Воскобойников (история), Фредерик Маль (парфюмерное искусство), Кирилл Серебренников (театр), Кети Чухров (философия), Федор Смолов (спорт) и голосовой помощник «Маруся» (информационные технологии). Кураторам Диане Джангвеладзе и Марии Дорониной предстоит собрать все эти профессионально-деформированные взгляды в единую панораму.


Вся лента