Женщина под влюбленным взглядом
Умерла Анна Карина
Не дожив год до своего 80-летия, скончалась Анна Карина — культовая актриса французской новой волны и муза ее лидера Жан-Люка Годара.
Она родилась в Копенгагене в семье капитана. Датчанка, юная певица, перебравшаяся в 1958-м в Париж и взявшая французско-русский псевдоним не без оглядки на Анну Каренину, привлекла внимание Годара. Роли в его фильмах, прежде всего «Женщина есть женщина», «Жить своей жизнью», «Безумный Пьеро», стали главными в ее актерской биографии, хотя позднее Карина снималась у таких крупных режиссеров, как Жак Риветт, Тони Ричардсон, Райнер Вернер Фассбиндер, Лукино Висконти и Валерио Дзурлини.
В «Солдатских девках» последнего (советское прокатное название «Они шли за солдатами») и в картине «Хлеб и шоколад» Франко Брузати актриса создала трогательные эмоциональные женские образы. В обоих итальянских фильмах она играла гречанок, а в жизни владела пятью языками и тем не менее осталась в истории национальной легендой французского кино, его самой лучшей эпохи.
То была эпоха новой волны, заново осмыслявшая природу, эстетику и этику кинематографа. Годар, влюбленный в Карину, свою жену и музу, использовал кинокамеру, чтобы запечатлеть на пленке те особенные интимность и спонтанность, что отличали «нововолновую» манеру мыслить, играть, снимать. Концепция кино как любви, которая важнее жизни, больше не повторилась, а энергия новых волн скоро ушла в прошлое. За последовавшие десятилетия не появилось больше ни таких лиц, ни авторов, способных создать из них шедевры кинематографической магии.
Анна Карина — одна из последних икон кинематографа, история которого делится на догодаровский и послегодаровский период.
Открыв перспективы нового языка и нового кинематографического мышления, Годар одновременно захлопнул эту дверь. И Карина осталась по ту сторону.
Анна Карина не училась в киношколах, она осваивала профессию на съемочной площадке, как и ее современницы Брижит Бардо, Катрин Денёв, Марина Влади, Бернадетт Лафон, Мари Лафоре. Эти прекрасные лица были вынесены вихрем новой волны и оказались к месту и ко времени. Ключевую роль тут сыграли режиссеры Франсуа Трюффо, Жак Деми и в первую очередь Жан-Люк Годар, в той или иной форме влюблявшиеся в своих актрис. Если бы они услышали сегодняшние песни про «объективацию» и male gaze, то сильно бы смеялись. Потому что без влюбленного взгляда не представляли кинематографа, видя его живым воплощением правды в кино, ведь любовь нельзя имитировать.
Киновед Д. Фанн писал, что Трюффо «снимает Катрин Денёв так же, как Штернберг снимал Марлен Дитрих, как Росселлини изображал Ингрид Бергман, как Годар запечатлевал Анну Карину, как Ренуар живописал Катрин Геслинг, как Хичкок обрисовывал Джоан Фонтейн. Эти образные мгновения принадлежат только кино...». Кстати, Годар хотел снимать Карину еще в своем первом фильме «На последнем дыхании», но она отказалась, не желая раздеваться перед камерой, а именно этого требовала роль. Как показало дальнейшее развитие отношений режиссера и актрисы, камера способна раздевать более целомудренным, но даже более радикальным образом, обнажая глубоко скрытую сущность объекта.
Была ли Анна Карина выдающейся актрисой? С позиции голливудской или любой другой традиционной актерской школы — наверняка нет.
Но у нее было то, что отличало европейских кинодив, иногда делавших и блестящую карьеру в Голливуде,— датчанку Асту Нильсен, шведку Грету Гарбо, немку Марлен Дитрих, француженку Мишель Морган. Это талант киногении, когда у актрисы происходит роман с камерой. Конечно, не без участия режиссера, особенно если он молод, полон революционных идей и зовут его Жан-Люк Годар.