Искусство перемещений
«Стиль Арт» об итогах 2019 года
Этот год во всем мире стал своеобразной репетицией больших открытий следующего.
В Нью-Йорке в новые пространства переезжают так называемые мегагалереи — ежегодный оборот каждой из них составляет не менее $500 млн.Первой стала Pace, основанная в 1960 году Арнольдом Глимчером. Последние 40 лет ее главное американское подразделение занимало несколько этажей в здании эпохи ар-деко на 57-й улице. Нынешний президент и генеральный директор галереи, сын Арнольда Марк Глимчер, считал те пространства, в которых он, по сути, провел все свое детство, старомодными и чрезвычайно их недолюбливал. Его главный проект последних лет — объединение всех площадок в Нью-Йорке под одной, новой крышей — был реализован в сентябре. С тех пор Pace занимает огромное, спроектированное Bonetti / Kozerski Architecture восьмиэтажное здание. Помимо привычных выставочных площадей здесь предусмотрено место и для сложных перформативных постановок. При этом земля под зданием галереи (строительство, заметим, обошлось больше чем в $100 млн) не принадлежит Pace — договор аренды подписан на ближайшие 20 лет.
Переформатировала свое пространство и одна из главных американских частных коллекций — принадлежащая семье Рубелл. Собирать искусство они начали в середине 1960-х годов, в начале 1990-х перебрались из Нью-Йорка в Майами. Там же в тогда еще немодном — одни здания складов — районе Винвуд открыли первое пространство, где стали показывать не только собранное десятилетиями, но и свежие приобретения. The Rubell Family Collection превратилась за эти годы в культовое место, обязательный пункт программы для тех, кто приезжал в город. В начале декабря разросшаяся до 7,2 тыс. единиц коллекция стала полноценным частным музеем — The Rubell Museum — и переехала в новое здание в соседний с Винвудом район Аллапатта.
Важным культурным и в некотором роде политическим событием года стало открытие филиала Центра Помпиду в Шанхае — Center Pompidou X West Bund Museum Project. Район Уэст-Бунд, где с ноября разместилась новая институция, известен как арт-ориентированный: именно здесь ежегодно проходит одноименная ярмарка современного искусства West Bund, расположены влиятельные частные музеи — Long, Yuz и новый Tank, перестроенный из бывших нефтехранилищ, а также два десятка передовых галерей. Всего на развитие района West Bund Group потратит $3 млрд. Открывать китайский филиал Центра Помпиду приезжал французский президент Эмманюэль Макрон. Всего парижский музей передал для временной экспозиции на ближайшие пять лет сотню произведений из своей коллекции. Правда, без скандала перед открытием не обошлось: пять художественных работ подверглись цензуре и были запрещены к показу.
Еще одно важное открытие в арт-мире прошло почти незамеченным, возможно, в силу своей удаленности от главных денежных направлений. Весной этого года художник родом из Ганы, многократный участник Венецианской биеннале Ибрагим Магама открыл после пятилетнего строительства Savannah Center for Contemporary Art в родном Тамале. Этот центр не только планирует проведение выставок как уже опытных, но мало известных за пределами своей страны художников, так и молодых талантов из региона — здесь же проводятся образовательные программы в области искусства для детей и взрослых. Как отметил художник в интервью “Ъ”, все средства на строительство и поддержание центра он выделял с продажи своих работ (его представляет влиятельная международная галерея White Cube); государство и местные бизнесмены Ибрагиму не помогали, поэтому строительство затянулось.
Аукционные торги в уходящем году принесли новый мировой рекорд на цену произведения современного искусства. Самым дорогим художником с мая 2019-го снова стал Джефф Кунс — его скульптура из полированной стали «Кролик» (1986), происходящая из коллекции недавно умершего медиамагната Сая Ньюхауса, ушла на Christie’s за $91 млн. Картина Дэвида Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», проданная тем же аукционным домом за $90,3 млн, продержалась на вершине всего пять месяцев. Напомним, что до Хокни c 2013 года самым дорогим произведением современного искусства, проданным на аукционе, оставалась скульптура Кунса в виде оранжевой собаки из «надувных» шаров-«сосисок» — она была оценена в $58,4 млн. Отметим, что цена молотка для «Кролика» и «Портрета художника» одинакова и составляет $80 млн. Но первый получил возможность стать самым дорогим произведением благодаря тому, что Christie’s пересмотрели политику комиссий.
В июне был поставлен рекорд и на произведение русского искусства, проданного во время русских торгов в Лондоне. Рекордсменом стала картина Петрова-Водкина «Натюрморт с сиренью» (1928), участвовавшая в Венецианской биеннале 1932 года и с тех пор находившаяся в коллекции Джованни Шейвиллера. Аукционистам того же дома удалось продать ее за £9,3 млн, притом что верхняя граница эстимейта была установлена на уровне £1,5 млн.
Важным событием российской культурной жизни стала 5-я Уральская индустриальная биеннале, проходившая в Екатеринбурге и окрестностях с середины сентября по 1 декабря. Одной из площадок основного проекта (тема — «Бессмертие») был действующий завод, принадлежащий ГК «Ростех». Куратором проекта выступила Шаоюй Вэн (Музей Гуггенхайма), все его площадки посетило около 115 тыс. человек, что на 10 тыс. больше, чем два года назад.
Одним из печальных событий оказалось закрытие в середине года Института русского реалистического искусства, появившегося на карте Москвы в декабре 2011-го при поддержке Алексея Ананьева.
Конец года принес важные новости о том, как в ближайшие десять лет будет функционировать павильон Российской Федерации на Венецианской биеннале. Согласно указу Министерства культуры, его комиссаром до 2021 года включительно назначена Тереза Мавика, она же исполняет роль генерального директора частного фонда V-A-C, принадлежащего Леониду Михельсону. В тендере на стратегическое управление павильоном победило консалтинговое объединение Smart Art, основанное Анастасией Карнеевой и Екатериной Винокуровой.
В начале декабря было объявлено о планах новой команды на ближайшую, Архитектурную биеннале, которая откроется в середине 2020-го. Куратором проекта стал архитектор, урбанист, куратор, преподаватель Королевского колледжа искусств в Лондоне, сокуратор Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 Ипполито Пестеллини Лапарелли. В рамках подготовки проекта к Венецианской архитектурной биеннале 2020 года компания Smart Art проведет открытый конкурс среди молодых российских архитекторов и представителей междисциплинарных коллективов на работы над реконструкцией павильона. В феврале определится победитель, который под руководством Ипполито продолжит работу в Венеции.