Беззлобное «Нашествие»
Фестиваль отметил 20-летие
14 и 15 декабря в легендарном концертном зале ДК имени Горбунова прошли концерты в честь 20-летия фестиваля «Нашествие». Борис Барабанов вспомнил, как все начиналось, и посмотрел, во что превратилось.
Фестиваль «Нашествие» в первую очередь — большой open air. По данным его организаторов, самый большой в стране, если брать события под открытым небом, на которые продают билеты. Но самое первое «Нашествие» прошло в 1999 году под крышей — в ДК имени Горбунова. Тогда это была самая горячая рок-н-ролльная площадка в городе. Особый статус ей придавал рынок меломанов, который располагался в окрестностях ДК по выходным. Где же было проводить первый фестиваль новой рок-радиостанции «Наше радио», как не здесь?
Двадцать лет спустя первое «Нашествие» выглядит как разминка перед выходом фестиваля на большие арены. Однако историческая ценность того события заключалась в том, что за два декабрьских вечера 1999 года на сцене дебютировали коллективы, которые составили костяк эфирной сетки «Нашего радио» и спровоцировали последний всплеск интереса к рок-музыке на постсоветском пространстве. Именно в эти два вечера московская публика впервые увидела полноценные концертные сеты Земфиры, Линды, «Би-2», «Михея и Джуманджи», «Океана Ельзи», Zdob Si Zdub, «Смысловых галлюцинаций», «Ивана Купалы» и группы S.P.O.R.T.
Если Земфира и «Би-2» давно переросли и площадку, и формат станции, то участие «Океана Ельзи» трудно вообразить еще и по политическим причинам. На веку посетителей первого «Нашествия» визит группы в нашу страну, вероятно, уже не состоится.
Программа фестиваля, прошедшего под девизом «20 шагов в историю», состояла из выступлений участников первого «Нашествия», чей сегодняшний статус соответствовал идее мероприятия и размеру площадки. В их числе были Zdob Si Zdub, S.P.O.R.T., экс-лидер «Смысловых галлюцинаций» Сергей Бобунец и Линда. К ним присоединились музыканты, которых на этой сцене 20 лет назад не было, но которые обязаны «Нашему радио» раскруткой своих основных шлягеров в эфире: «Мультфильмы», «Запрещенные барабанщики», Total, «Леприконсы», «Маша и Медведи». Появились на сцене и бывшие коллеги Сергея Михалка по группе «Ляпис Трубецкой» — Trubetskoy. Сам музыкант в Россию не ездит, хотя охотно горланит старые песни на прочих территориях, где понимают по-русски.
Большая часть материала на фестивале представляла собой комфортный, ни с кем не враждующий, проверенный годами отечественный рок, идеально подходящий для декабрьских корпоративов. Гости из Белоруссии и Молдавии напомнили о том, что на заре своей истории «Наше радио» детально сканировало происходящее на постсоветских территориях и не боялось песен на других языках. S.P.O.R.T. и Pep-See выступили в жанре «петербургское ретро», а заодно продемонстрировали, насколько широк был круг жанровых интересов радиостанции в те давние времена.
К категории мягкой ностальгии относилось и выступление группы «Запрещенные барабанщики», которая начала сет с песни «Убили негра». В нынешние противоречивые времена, когда темнокожие американские балерины осуждают артисток Большого театра за слишком яркий негритянский грим, такой концертный номер можно было даже назвать смелым.
Еще одна недооцененная группа из первой обоймы «Нашего радио» — «Маша и Медведи». Маша Макарова предстала на зимнем «Нашествии» сразу в нескольких ролях: опытной рок-артистки с безупречным гибким голосом, фолк-певицы в сарафане, который вызвал неожиданные ассоциации с ее мультипликационной тезкой, и лишенной комплексов хиппи, которая посреди сета улеглась на сцену, чтобы полюбоваться своими коллегами-аккомпаниаторами.
Нынешнее «Нашествие» завершали «Тараканы». По большому счету во всем лайн-апе фестиваля это была единственная группа, чье творчество соответствует стереотипу о русском роке как музыке с ярко выраженной общественной позицией. Связь репертуара с настроением людей на улицах у прожженных московских панков была прочнее всего. Реальность же подготовила для празднующих 20-летие «Нашествия» собственное причудливое поздравление. Как раз во время фестиваля в соцсетях активно обсуждали очередной пример цензуры: в телеверсии музыкальной премии «Виктория» на канале «Россия 1» в невинном диско-номере «Люди на эскалаторах», который исполняли Леонид Агутин, Манижа и ветераны «Нашествия» «Би-2», исчезло слово «протесты».
На 20-летии «Нашествия» обозревателю “Ъ” хотелось смотреть не на сцену, а на зрителей, чтобы понять, придут ли на юбилей главного отечественного фестиваля только седовласые панки под ручку с татуированными рок-бабушками, или в зале наравне с ними будет молодежь. Как и на летнем «Нашествии», публика оказалась очень разной. Если что-то и объединяло этих людей, так это беззаветная преданность пиву, которое продают в фойе «Горбушки».