«Объемы продаж снизились во всех сегментах арт-рынка»

Дмитрий Буткевич — о «голубых фишках»

Обозреватель “Коммерсантъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о продажах картины Василия Кандинского «Углубленный импульс» и Питера Дойга «Дом архитектора в лощине».

Фото: Kirsty Wigglesworth, AP

Итак, снова обращаюсь к аналитике коллег портала Artprice. Вот такие любопытные цифры: в первой половине 2019 года на публичных аукционах всего мира было продано 263,3 тыс. лотов в общей категории fine art, что в русской искусствоведческой традиции обычно мило переводится как «изящное искусство». Это количество, кстати, на 0,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом хочу напомнить, что общие объемы продаж снизились буквально во всех сегментах арт-рынка.

Теперь давайте посмотрим на динамику цен некоторых «голубых фишек» мирового художественного рынка. Вот Василий Васильевич Кандинский, один из основателей немецкого экспрессионизма. Я уже много раз рассказывал, что он москвич по рождению, доцент юрфака по профессии, в России провел первые 30 лет жизни. В 1896 уехал в Мюнхен, но вернулся на родину в 1914. Здесь после революции комиссарствовал, преподавал, был председателем Всероссийской закупочной комиссии и вице-президентом Российской академии художественных наук. В 1924 году благополучно съехал обратно в Германию, стал немецким гражданином, после — французским. Под Парижем скончался аж в 1944 году. Так что можно считать его и русским художником тоже.

Так вот, работу Кандинского Vertiefte regung («Углубленный импульс») 1928 года продавали в мае 2010-го на Sotheby’s в Нью-Йорке за $5,7 млн. В ноябре 2015-го она ушла там же за $6,4 млн. В феврале нынешнего года на Sotheby’s, но уже в Лондоне, картину купили за $8,7 млн.

Или сегмент contemporary, Питер Дойг. Это еще эффектнее — полотно «Дом архитектора в лощине» за 20 лет появилось на рынке шесть раз. В 2002 у Sotheby’s в Лондоне за $474,8 тыс. В 2007-м тот же «Дом» в Нью-Йорке продали за $3,6 млн. В 2013-м Christie’s, Лондон, за $12 млн. В феврале 2016-го там же за $16,3 млн. В марте 2018-го на Sotheby’s в Лондоне за $20. В июне на Art Basel картину предлагал Ларри Гагосян за $25 млн.

Вся лента