Марки разувают партнеров
Geox может выкупить часть магазинов у своих франчайзи
Работающие в РФ через партнеров иностранные fashion-бренды начинают отказываться от услуг франчайзи. Крупный итальянский производитель обуви Geox также задумался о выкупе части своих партнерских магазинов. Франчайзи трудно инвестировать в развитие из-за расходов на закупки в валюте, а головной офис может оптимизировать затраты.
О том, что бренд Geox планирует выкупать свои российские магазины у местных партнеров, “Ъ” рассказали два консультанта на рынке торговой недвижимости. Компания, в частности, насколько известно одному из собеседников “Ъ”, обращалась по этому вопросу к Вячеславу Шикулову, который управляет четырьмя точками Geox, а также развивает сети Samsonite и Guess. Господин Шикулов подтвердил, что Geox хочет выкупить его магазины. Geox основана в 1995 году в Италии Марио Полегато. По собственным данным, сегодня включает свыше 1 тыс. магазинов. По итогам трех кварталов 2019 года глобальные продажи Geox S.p.A. снизились на 4,3%, до €643,4 млн, более 90% оборота пришлось на продажи обуви, сообщала компания. В России у Geox работает около 60 магазинов. Финансовая отчетность дочерней структуры сети ООО «Геокс Рус» в базах «СПАРК-Интерфакс» и Kartoteka.ru не представлена.
2,36 триллиона рублей
был оборот fashion-рынка РФ в 2018 году, согласно Fashion Consulting Group
По словам двух консультантов, Geox в перспективе может выкупить все свои точки в РФ, работающие по франшизе. В самой компании утверждают, что на данный момент только гипотетически рассматривают передачу магазинов от одного из партнеров в России под управление напрямую головному офису. «Условия не подтверждены сторонами, и пока у нас нет уверенности, что сделка состоится»,— заявили в Geox. Там добавили, что стратегией развития бренда выкуп партнерских магазинов не предусмотрен. Всего у Geox в РФ более 40 партнеров-франчайзи.
Руководитель направления по представлению интересов арендаторов CBRE Евгения Прилуцкая называет переход партнерских магазинов под управление головного офиса тенденцией: бренды часто заходят на новые рынки через партнеров, а получив известность, начинают выкупать подобные точки. К примеру, британскую марку Burberry в России раньше развивала розничная группа «Джамилько», теперь компания работает самостоятельно, отмечает она.
Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская говорит, что возможность принудительного выкупа франчайзинговых магазинов обычно фиксируется в договоре и избежать его фактически невозможно. Если же франчайзи отказывается, бренд может принудить его к сделке, к примеру, резко сократив поставки, отмечает она. Стоимость выкупа отличается в каждом случае и зависит от локации, арендной ставки, оборота магазина и прочего, говорит госпожа Рождественская. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что часть партнеров-франчайзи Geox в России испытывали финансовые сложности и сталкивались со снижением сопоставимых продаж. В 2018 году общая выручка партнерских магазинов Geox в РФ превысила 1,9 млрд руб., подсчитал он.
Geox — не первый fashion-ритейлер, который задумывается о выкупе партнерских магазинов в РФ в последнее время. Ранее стало известно о планах ECCO Sko A/S — головной структуры датского продавца обуви ECCO Group приобрести 100% своего дистрибутора ООО «ЭККО-Рос» у Андрея Севагина и Ивана Штопеля (см. “Ъ” от 19 ноября). Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева говорит, что закупки для партнеров иностранных марок обычно идут в валюте, потому открытие новых магазинов для них становится крайне накладно. При этом головные офисы видят потенциал на российском рынке, а с учетом оптимизации затрат на поставки, таможенное оформление, маркировку и прочее бизнес может быть выгодным, несмотря на курсовую разницу, отмечает она. Господин Бурмистров добавляет, что на малый розничный бизнес, к которому относятся большинство франчайзи, сильно давит и развитие онлайн-торговли, потому тренд будет сохраняться.