Украина обещает налечь на рельсы
Киев готов вновь пустить поезда в самопровозглашенные республики
Правительство Украины рассматривает возможность возобновления железнодорожного сообщения с неподконтрольными Киеву районами Донецкой и Луганской областей. Об этом заявил глава украинского МИДа Вадим Пристайко. Поезда прекратили ходить в самопровозглашенные ДНР и ЛНР в 2017 году, после блокады железнодорожных линий в Донбассе, организованной украинскими волонтерами и ветеранами боевых действий.
О готовности возобновить движение поездов, следующих на неподконтрольную Киеву территорию Донбасса, заявил глава МИД Украины Вадим Пристайко. В интервью агентству УНИАН он рассказал, что вопрос восстановления полноценного железнодорожного сообщения поднимался в ходе последнего нормандского саммита, состоявшегося 9 декабря в Париже. Причем, по его словам, идею поддержали все участники переговоров — лидеры Украины, РФ, Германии и Франции.
Для возобновления железнодорожного сообщения потребуется восстановить частично разрушенную боевыми действиями инфраструктуру и оборудовать специальный контрольный пункт въезда и выезда (КПВВ). При оборудовании КПВВ, сообщил господин Пристайко, власти Украины намерены использовать опыт создания похожих пунктов на границе Херсонской области и Крыма.
«У нас уже есть положительный опыт, например, "Чонгара". Там действительно проделана большая работа, КПВВ создан по высоким стандартам. Мы можем умножать этот опыт, открывая новые и новые пункты пропуска»,— заявил глава МИД Украины.
По его словам, наиболее вероятное место организации железнодорожного КПВВ в Донбассе — город Золотое в Луганской области, где действует контрольный пункт для пешеходов и автомобилей, а также сохранилась в рабочем состоянии инфраструктура железнодорожной линии Дебальцево—Купянск.
О планах возобновления железнодорожного сообщения между подконтрольной и неподконтрольной украинским властям частями Донбасса господин Пристайко в общих словах говорил еще в октябре. Тогда он заявлял, что это необходимо для удобства граждан страны, вынужденных перемещаться между украинскими территориями и территориями непризнанных республик. При этом еще в июне этого года государственный оператор железных дорог Украины — «Укрзализныця» — утвердил новую стратегию собственного развития, в которой описаны выгоды для экономики от возобновления сообщения (в первую очередь, грузового) с ныне неподконтрольными Киеву районами. Там, несмотря на боевые действия, все еще остались действующие предприятия, связанные едиными технологическими цепочками с другими объектами на подконтрольной Киеву территории.
Согласно этому документу, пуск грузовых поездов по бездействующим несколько лет линиям уже к 2030 году станет одним из главных условий существенного роста производственных показателей. Этот рост, говорится в стратегии, приведет к увеличению экспорта черных металлов примерно на треть. А экспорт железной руды, как описано в оптимистичном сценарии прогноза, вырастет почти вдвое. Это гарантирует увеличение налоговых поступлений в бюджет страны и рост выручки предприятий — в том числе и действующих на территории, ныне неподконтрольной украинским властям.
В 2017 году именно свободное экономическое взаимодействие предприятий, расположенных на подконтрольной и неподконтрольной территориях, стало основанием для так называемой народной блокады железнодорожных линий Донбасса.
Организатор этой блокады Семен Семенченко, на тот момент занимавший пост депутата Верховной рады от партии «Самопомощь», заявлял: заработанные от такого сотрудничества деньги тратятся на закупку вооружений и зарплаты боевикам, ведущим войну против украинской армии. Он и его единомышленники зимой и весной 2017 года установили баррикады на железнодорожных путях в Донбассе и отказались пропускать поезда, следующие в сторону ЛНР и ДНР.
Власти РФ тогда неоднократно говорили о неприемлемости блокады Донбасса. Правительство Украины на словах ей сопротивлялось — тогдашний премьер Владимир Гройсман даже заявлял, что Семен Семенченко действует «по указке России» в целях подрыва украинской экономики, страдающей от разрыва связей с Донбассом,— но на силовой разгон блокады власти так и не решились. В конце концов 15 марта 2017 года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) принял решение о временной полной приостановке транспортного сообщения с неподконтрольными территориями. В распоряжении СНБО говорилось, что блокада будет снята только после возращения всех предприятий Донбасса под юрисдикцию Украины.
Кстати, блокадой путей в Донецкой области господин Семенченко и его товарищи не ограничились. Осенью этого года организованное уже экс-депутатом движение «Штаб блокады торговли с оккупантами» пыталось остановить движение вагонов с российским углем во Львовской области. 21 сентября полиция разогнала участников блокады и освободила путь для поездов с грузом из России. Возможно, отсутствие негативной общественной реакции на тот разгон и побудило Киев заняться восстановлением сообщения с неподконтрольной частью Донбасса.
Вместе с тем, несмотря на политическую волю украинского руководства и нейтральное отношение общества к возможности возобновления железнодорожного сообщения в кратчайшие сроки (а Вадим Пристайко не исключал того, что движение поездов будет возобновлено в течение ближайших 30 дней), наладить даже нерегулярные перевозки может оказаться очень непросто. Дело в состоянии путей и прочей инфраструктуры на неподконтрольных сейчас Украине территориях. Еще в 2018 году в «Укрзализныце» отмечали, что ее восстановление потребует значительных инвестиций и может занять немало времени. Как отмечал тогда в эфире радио «Свобода» и. о. главы, а ныне полноправный руководитель «Укрзализныци» Евгений Кравцов, речь может идти «не об одном десятке миллиардов гривен».
Между тем в самопровозглашенных республиках инициативу восприняли без особого восторга. Как заявил «РИА Новости» депутат Народного совета ДНР Валерий Скороходов, «слова Вадима Пристайко звучат весьма странно». Господин Скороходов напомнил, что «железнодорожные пути в Донбассе были разобраны украинскими активистами в самом начале блокады» и, кроме того, непонятно, как будет обеспечиваться безопасность движения поездов через линию соприкосновения. Куда активнее в ДНР обсуждают другую идею — о возобновлении прямого железнодорожного сообщения с Россией. Как говорил в сентябре руководитель самопровозглашенной республики Денис Пушилин, планируется пустить поезда в Москву, Санкт-Петербург и другие города.