Народные ОФЗ для состоятельных клиентов
Выпуск гособлигаций столкнулся с жесткой конкуренцией
Покупателями народных гособлигаций (ОФЗ-н) нового выпуска пока стали лишь 10 тыс. человек. За три с половиной месяца банкам-агентам удалось разместить меньше половины эмиссии. Основной объем выкупили состоятельные инвесторы, хотя Минфин рассчитывал на привлечение розничных инвесторов. В следующем году размещать заявленные ОФЗ-н на 100 млрд руб. станет еще труднее из-за высокой конкуренции со стороны альтернативных продуктов (облигаций банков, инвестиционных счетов), превосходящих по доходности и гибкости госбумаги.
По оценкам “Ъ”, основанным на данных Московской биржи, по состоянию на 16 декабря общее число сделок с обновленными облигациями федерального займа для населения (ОФЗ-н) превысило 10 тыс. шт. Суммарный объем сделок с этими бумагами составил почти 7,2 млрд руб. В Минфине подтвердили эти данные.
Новый выпуск ОФЗ-н был предложен инвесторам 2 сентября. Объем выпуска составляет 15 млрд руб., на размещение отводится полгода. Основными отличиями от прежних выпусков стали отсутствие комиссии, взимаемой банками-агентами, снижение минимальной суммы покупки (до 10 тыс. руб.), а также наличие активной рекламной кампании. Помимо Сбербанка и ВТБ ОФЗ-н стали доступны для покупки в ПСБ и Почта-банке.
Минфину удалось добиться изменения целевой аудитории нового продукта, хотя и не слишком радикально. Если в 2018 году средний чек превышал 1 млн руб., то в настоящее время он опустился до уровня 600 тыс. руб. «Облигации пользуются популярностью у наших клиентов — покупают в том числе и на небольшие суммы»,— заявили в пресс-службе Почта-банка. «Мы видим интерес к продукту как со стороны состоятельных клиентов, так и у массовой розницы. Самая часто встречающаяся заявка по ОФЗ-н — 10 тыс. руб., на заявки до 15 тыс. руб. приходится около 20% от общего количества»,— отмечает главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов. В пресс-службе Сбербанка заявили, что продукт предлагается в премиальных каналах продаж: «Сбербанк 1» и «Сбербанк Премьер». «У клиентов этих каналов в среднем выше сумма накоплений, доступных для инвестиций»,— отметили там. При этом, по данным Сбербанка, число клиентов, осуществивших покупки облигаций на 10–30 тыс. руб., превысило лишь 500 человек.
Для того чтобы широкая розница начала оказывать существенное влияние на рынок ОФЗ-н, она должна исчисляться не тысячами, а сотнями тысяч человек, отмечают аналитики. Однако ситуация на долговом рынке не в пользу госбумаг.
По оценкам управляющего по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрия Грицкевича, на текущий момент простая доходность ОФЗ-н до погашения составляет порядка 5,98%, а медианная ставка по годовым депозитам крупнейших банков — 5,9%, по двухлетним — 5,94% годовых и по трехлетним — 6,63% годовых. «Сейчас инвесторам проще открыть классический депозит на два-три года, который может дать сопоставимую доходность»,— отмечает господин Грицкевич.
7,2 миллиарда рублей
составил объем размещения ОФЗ-н через 3,5 месяца после его начала
Между тем перед Минфином стоит амбициозная цель — в следующем году увеличить размещение ОФЗ-н до 100 млрд руб. Причем предполагается размещать последовательно каждый новый выпуск. Вместе с тем не предполагается вводить вторичные торги, чтобы не повышать рыночный риск инструмента. Однако в этом случае министерству придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны профучастников фондового рынка, которые предлагают клиентам широкий инструментарий в рамках брокерского и доверительного управления.
ОФЗ-н приходится конкурировать с банковскими облигациями. После успешного старта продаж народных бумаг сначала госбанки, а затем и частные банки начали продавать широкому кругу инвесторов и свои бонды с более высокой доходностью, чем вклады. При этом ставки по ним превышают доходность ОФЗ-н. В частности, инвесторам доступны облигации ВТБ под 6,4% годовых. Причем в отличие от единственного выпуска ОФЗ-н банки предлагают долговые бумаги с разными сроками обращения. В Сбербанке отметили, что не считают целесообразным дополнительно ставить продукт на полку в «широкую сеть» из-за отсутствия большого спроса.
«На сегодняшний день гораздо проще вести целиком финансовый портфель в рамках классического брокерского счета, когда большинство итераций делается со смартфона без посещения офиса брокерских компаний. Более того, при открытии индивидуального инвестиционного счета инвестор может увеличить доходность классических ОФЗ еще на сумму налогового вычета от внесенных средств»,— отмечает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.