Воронежу добавят авиации
Аэродром Балтимор откроют на три года позже плана из-за проблем Спецстроя
Реконструкция военного аэродрома Балтимор в Воронеже вместо пяти лет продлится почти восемь: его планируют сдать в эксплуатацию в конце 2020 года. Причиной стали отдельные сложности с финансированием и неудовлетворительная работа предыдущего подрядчика — Спецстроя. Семилетняя дислокация вне основного аэродрома ограничила возможности боевой подготовки 47-го смешанного авиаполка: аэродром Бутурлиновка, где временно дислоцируется полк, не приспособлен для взлета Су-34 с полной загрузкой. После завершения реконструкции в Воронеж передислоцируется не только полк, но и две учебные эскадрильи, а для летчиков построят военный городок с инфраструктурой.
О планируемом открытии в сентябре-октябре 2020 года военного аэродрома Балтимор на юго-западе Воронежа на недавней пресс-конференции рассказал начальник Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Геннадий Зибров. По его словам, реконструкция аэродрома затянулась на три года дольше плана из-за отдельных сложностей с финансированием и неудовлетворительной работы предыдущего подрядчика — Спецстроя. «Были объективные причины для задержки сроков. Сейчас эти причины все сняты», — сказал начальник академии. При этом финансовых нарушений со стороны подрядчиков не было, подчеркнул он:
Проведен аудит, хищений не было, только задержки в финансировании».
Ранее военные объявляли различные сроки завершения работ на аэродроме Балтимор. В июле 2013 года Геннадий Зибров заявил, что аэродром «закроется через несколько недель» и будет открыт в 2015 году. В феврале 2017-го главком ВКС Виктор Бондарев сообщил, что речь идет об открытии в 2018-2019 годах. В декабре 2017 года глава Минобороны РФ Сергей Шойгу уточнил, что аэродром должен быть введен в эксплуатацию в 2018-м. Среди ключевых работ называлась замена двух взлетно-посадочных полос на одну современную.
Необходимость реконструкции была вызвана несколькими причинами — задачей доведения аэродрома до современных требований боевой авиации, а также увеличением безопасности и минимизации влияния на окружающую среду. Ситуация вокруг шума от Балтимора в начале 2010-х годов стала одной из наиболее острых социальных проблем города. С 2012 года группа воронежцев, проживающих в районе аэродрома, даже безуспешно пыталась судиться с Минобороны РФ, добиваясь вынесения аэродрома за черту города. Вскоре на замену Су-24 на аэродром стали поступать менее шумные Су-34. Военные пообещали, что после реконструкции будут сведены к минимуму шумы, доставляющие беспокойство жителям прилегающих к аэродрому кварталов: на аэродроме предполагалось сделать современное покрытие, а из двух взлетно-посадочных полос оставить одну.
Спецстрой РФ, напомним, был расформирован в конце 2016 года. Из сайта госзакупок следует, что именно структуры Спецстроя (в частности, Главное управление строительства дорог и аэродромов) выступали заказчиками по крупнейшим работам на аэродроме. Множество субподрядчиков по контрактам Спецстроя продолжают работать на аэродроме.
«Все время реконструкции Балтимора 47-й смешанный авиаполк выполнял задачи на Су-34 в Бутурлиновке. Но местный аэродром не приспособлен для базирования такой авиации. Су-34 — это тяжелые самолеты, особенно с полной боевой загрузкой», — сказал генерал-полковник Зибров. В то же время на прежнем аэродроме базирования уже готова взлетно-посадочная полоса из тяжелого бетона длиной 3600 м: она должна позволить принимать все типы военных и гражданских самолетов, подчеркнул генерал-полковник Зибров: «Сейчас доделывают магистральные и другие рулежные дорожки, места разворота и стоянки, укрытия для авиационной техники. Предстоит полностью перестроить здание командно-диспетчерского пункта: нынешний не соответствует параметрам аэродрома по высоте и находится слишком близко к взлетно-посадочной полосе».
Начальник академии рассказал “Ъ-Черноземье”, что помимо полка на аэродроме будут базироваться еще две эскадрильи — одна передислоцируется из Балашова (Саратовская область), другая из Борисоглебска Воронежской области. Речь идет о научно-исследовательской эскадрилье (Балашов) и об эскадрилье, которая была создана в 2015 году для поддержания летных навыков офицеров, обучающихся в академии по программам магистров военного управления. В штате этой эскадрильи находятся самолеты Л-39, транспортные Ан-26 и вертолеты различных типов. «Но аэродром Борисоглебска не опустеет — мы оттуда уйдем, но на нем останутся учебно-боевые Як-130 Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Мы были у училища “в гостях”», — пояснил “Ъ-Черноземье” генерал-полковник Зибров. Ранее в академии заявляли, что бутурлиновский аэродром останется стратегически важным объектом на перспективу, в том числе для подготовки курсантов.
К 2023-2024 году на Балтиморе планируют построить фактически новый военный городок, а также военную инфраструктуру (в частности, организуют автопарки). Генерал-полковник Зибров рассказал, что академия ранее уже возвела жилые дома недалеко от аэродрома (сейчас они фактически пустуют), а теперь на территории объекта предполагается строительство общежитий, казарм и социальной инфраструктуры вплоть до плавательного бассейна. Торги на возведение этих объектов еще не объявлены, следует из сайта госзакупок. Объем вложений в аэродром и инфраструктуру военные не раскрывают.