Искусство требует
Традиционные и новые воронежские фестивали увеличивают свои бюджеты за счет господдержки
Объявленный Годом театра 2019 год прошел в Воронежской области под эгидой фестивального движения: в областном центре состоялось несколько новых мероприятий различного формата и направленности. Все мероприятия вызвали интерес у воронежцев и были в той или иной мере поддержаны губернатором Александром Гусевым. Впрочем, перспективы продолжения этих проектов пока еще обсуждаются. Кроме того, поддержку — где-то впервые, а по большей части традиционно — получили фестивали, проходившие в регионе ранее и планирующие продолжение деятельности.
Незабытое старое
Главным локомотивом культурного развития и фестивального движения, в частности, остается международный Платоновский фестиваль искусств, традиционно проходящий в начале лета. В 2019 году форум состоялся в девятый раз и в год 120-летия Андрея Платонова стал рекордным по продолжительности — 16 дней. Впервые он открывался бесплатным массовым уличным шоу, в его рамках впервые был собран фестивальный оркестр из лучших музыкантов Черноземья, а также показаны местные спектакли в специально собранной воронежской программе — с такими предложениями ранее выступил губернатор Воронежской области Александр Гусев. Кроме того, в очередной раз благодаря Платоновфесту Воронеж стал городом, где зарубежные театры показали несколько всероссийских премьер. По словам Александра Гусева, с каждым годом фестиваль «повышает планку, открывает новые возможности»: «Он по праву стал визитной карточкой нашего региона, поднимает статус Воронежа, всей области». Ежегодная финансовая поддержка проекта со стороны облправительства и мэрии составляет около 30 млн руб., а всего бюджет мог превысить 105 млн руб.
Более 596 млн рублей
составляет финансирование региональной программы «Культура» до 2024 года
Дирекция Платоновского фестиваля с 2015 года также занималась организацией детского театрального фестиваля «Маршак», проходящего в дни осенних каникул. В этом году полномочия по проведению были переданы Воронежскому театру юного зрителя, и большинство событий прошло на этой площадке. Это объяснялось в том числе и экономикой, так как сократились расходы на аренду других театров. Еще одним новшеством стала работа детского жюри. «Маршак» не является конкурсным, но в этом году принял проект швейцарского режиссера Корсина Гауденца. Он отобрал восемь подростков, которые посмотрели большинство спектаклей, придумали номинации и организовали свою церемонию награждения. По мнению организаторов, дети таким образом учатся глубже понимать искусство. По данным правительства региона, из областного бюджета на «Маршак» выделяется около 8 млн руб. при общем бюджете в 20 млн руб.
Также традиционно получил поддержку фестиваль поэтического искусства «Мандельштамфест», который организует Камерный театр. Из областного бюджета на проект, проходящий в середине декабря каждые два года, выделено 1,2 млн руб. Фестиваль призван познакомить молодежь с поэзией во всех ее проявлениях. В этом году она представлена драматическими и хореографическими спектаклями, концертами, фильмом, выставкой и встречами с литераторами.
Впервые в этом году Александр Гусев поддержал фестиваль негосударственных театров «Центр», инициированный Центральной управой Воронежа и организованный независимым Никитинским театром. Первый раз форум прошел в прошлом году в начале мая, в этом году его бюджет был увеличен с 1 до 2 млн руб. в том числе благодаря господдержке. Театру выделили грант, средства которого частично направлены на организацию фестиваля. Итогом стало появление в Воронеже первых спектаклей в жанре променад-театра, предлагающего зрителю принять участие в подобии экскурсии. Эти проекты вызвали интерес и у зрителей, и у столичных театральных критиков.
Фестивальный рост
Весной в Воронеже впервые прошли три новых фестиваля. По словам их организаторов, этому во многом поспособствовало то, что 2019 год был объявлен Годом театра. В частности, увеличилось финансирование со стороны органов власти и фондов. В конце апреля независимый Новый театр провел фестиваль документального театра «Вербатимфест». Скромный по затратам проект — 800 тыс. руб. — получил 100 тыс. руб. от молодежного правительства региона, 80 тыс. руб. — грант правительства Воронежской области.
В мае прошел организованный Театром оперы и балета фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца», в рамках которого несколько молодых хореографов подготовили ряд постановок. Все восемь спектаклей включили в репертуар. На реализацию проекта выделен грант областного правительства в размере 1 млн руб. Этот проект эксперты премии «Золотая маска» отметили как заметное событие театрального сезона.
Пожалуй, единственное популярное в Воронеже направление, которое пока испытывает некоторые трудности,— джаз. В этом году не состоялся фестиваль «Усадьба Jazz», до того ежегодно проходивший летом с 2014 года. Главной причиной, по словам организаторов, стало отсутствие финансовой поддержки со стороны региональных властей и спонсоров. Впрочем, президент фестиваля Мария Семушкина надеется, что «Усадьба Jazz» вернется
в 2020-м, а в облправительстве заявили о готовности включить проект в план культурных мероприятий и оказать организационную и информационную поддержку. Кроме того, сложности испытывает осенний межрегиональный фестиваль «Джазовая провинция», проходящий в регионе много лет. Еще в прошлом году проект перестал быть интересен спонсорам, и его организаторы ждут финансовой поддержки от властей. В случае ее получения, по словам организаторов, в 2020 году «Джазовая провинция» точно пройдет.
В конце мая прошел первый кукольный фестиваль «Формат Вольховского». Его при поддержке облправительства, выделившего около 5 млн руб., провел театр кукол «Шут». Особенностью фестиваля стал акцент на взрослых спектаклях, призванных показать местному зрителю, что кукольные спектакли могут быть интересны не только детям.
Однако наиболее серьезным по финансовой поддержке, интересу публики и ясности перспектив стал прошедший в начале сентября мультиформатный фестиваль традиционной культуры «Русское лето». Его идею Александру Гусеву предложил известный писатель Захар Прилепин. На фестивале прошло несколько спектаклей по произведениям литератора и постановок по канонам площадного театра, концерты современной и народной музыки, реконструкции битв, мастер-классы по средневековым ремеслам, лекции и книжная ярмарка. По словам Захара Прилепина, «Русское лето» призвано втянуть взрослых и молодых в историю через разные виды искусства. «Глубинный смысл, который несет в себе фестиваль — российские традиции, культура, патриотизм, любовь к родине,— на нынешнем этапе развития страны очень важен. И очень важно донести его в интересной и современной форме, прежде всего направленной на молодежь. Фестиваль вызвал дискуссию — это залог того, что мы вправе говорить об интересе воронежцев»,— отметил Александр Гусев. Всего за два дня фестиваль посетило около 40 тыс. человек, его решили сделать ежегодным.
По мнению худрука Платоновского фестиваля Михаила Бычкова, количество проходящих событий недостаточно для такого современного культурного центра, которым является Воронеж. «Для роста аудитории нужны в том числе фестивали. Но важно не только придумать хорошую идею. Чтобы правильно провести фестиваль, нужно хорошо поработать над организацией»,— рассказывал Михаил Бычков.